Природа души
Природа души
Природа души. Высшее начало человека
Бессмертная Душа
Чтобы стать человеком, необходимо, чтобы эта смертная природа соединилась с бессмертным началом, с тем, что философия называет Монадой человека. С этой точки зрения все физическое бытие человека можно рассматривать сперва как подготовление к этому слиянию (8), а затем как постепенное развитие, утончение и совершенствование проводников для выражения, во времени и пространстве, божественной природы человека, для проявления бессмертной самосознающей индивидуальности. Происходит это медленным процессом перенесения всего опыта, сознания, чувствования и воли человека из низшей его природы в высшую.
Два высших аспекта человеческой Триады - Atma и Buddhi - трудно передать словами. Atma можно обозначить как Дух, Buddhi - как духовную душу, способную вступать в единение со всем сущим и испытывать при этом совершенное блаженство, а Manas - как человеческую душу,вмещающую в себя чистый разум без примеси страстного начала и результаты всех опытов на протяжении всей эволюции человека. Высшее начало человека обдадут также своим телом, которое в теософической литературе обозначается непередаваемым выражением "corpus causal ", "causal body "; может быть, наиболее подходящим названием для него было бы выражение ап. Павла "тело духовное ". Это тело по своему строению и свойствам отличается в такой степени от всех доступных нам явлений, что описание его могло бы повести лишь к ошибочным представлениям. Достаточно упомянуть, что теософические учения о человеке признают "духовное тело ".
Не считая возможным в кратком докладе касаться метафизического учения о двух высших аспектах человеческого духа, остановимся на третьем, истинная природа которого проливает яркий свет на самые трудные проблемы душевной жизни человека.
Manas, разум человека, можно с полным правом назвать Мыслителем, и мы так и будем называть его при описании его деятельности. Мыслитель пребывает в условиях несравненно более высоких, чем наша физическая Вселенная, и поэтому он не может действовать непосредственно на свое физическое орудие-мозг. Чтобы войти с ним в сношение, он отдаляет часть своей сути, и эта отдаленная часть, облекаясь в астральную материю, проникает всю нервную систему еще не рожденного ребенка, чтобы стать позднее, когда физический аппарат будет готов, его мыслящим началом. Эта часть Мыслителя, именуемая его отражением, тенью или лучом, и является нашим земным разумом, низшим Manas-ом, действующим через посредство мозговых клеток, которые он заставляет вибрировать.
Таким образом, в период каждого воплощения, Manas раздваивается. Низший его вид, земной разум, тесно связан с низшей природой человека, он, можно сказать, проникнут астральным началом, началом страсти, желания; но, с другой стороны, он соприкасается и со своим источником, Мыслителем, и поистине служит мостом между земным человеком и его бессмертной сутью.
Тесно соединенный с астральным началом человека, т.е. с его животной энергией и его страстями, низший Manas придает им разумное обоснование и этим до чрезвычайности увеличивает их силу. Свет, зажигающий сознание в мозгу человека, одинаково божественного происхождения для всех людей, но как он будет светить в земных условиях, это будет зависеть от свойства страстного начала человека и от совершенства его мозгового аппарата. Возьмем пример мы можем зажечь много светильников одним и тем же огнем, но сила и чистота пламени будет зависеть от качества светильников и от свойства налитого масла. Так же и тут - если страстная природа человека необузданна и груба,она загрязнит чистый свет Manas-а и придаст ему мутный оттенок, если же мозговой аппарат несовершенен, он не даст возможности проявиться свету.
Деятельность малого разума, или низшего Manas "a, может пойти по трем различным линиям: 1) путем неослабных усилий он может подняться к своему источнику и слиться воедино с Мыслителем, или со своим "Отцом Небесным ", 2) он может отчасти стремиться вверх и, отчасти, вниз, что вызывает ту постоянную борьбу, которую можно наблюдать у большинства людей, 3) или же, он может подчиниться низшему страстному началу и как бы раствориться в нем. Единственным способом для человека содействовать развитию своей высшей природы является неустанное упражнение в чистой, самоотверженной, полной милосердия любви, которая не ищет "своего ", следовательно, и не может желать возврата за свои дары. Любовь вызвала Вселенную к бытию, любовь поддерживает ее, и она же приведет ее к совершенству и счастью.
Природа души
|
|
Назад в раздел
Самые интересные новости:
загрузка...
|