all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Религия / Эзотерика / Опыт связного прочтения текстов Веданты (часть 1)

Опыт связного прочтения текстов Веданты (часть 1)


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:02:57
Опыт связного прочтения текстов Веданты (часть 1)


(Нет голосов)
83 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Опыт связного прочтения текстов Веданты (часть 1)



Бого-Постижение must go on!


Опыт связного прочтения текстов Веданты (часть 1).

Не стоило бы, наверное, и заводить разговора на эту тему (т.е. на тему Веданты, Упанишад), если бы не тот особенный предмет, которому и будет посвящен весь наш дальнейший текст. Что имеется в виду под словами "особенный предмет"? Под этими словами имеется в виду то, что все люди в материальном мире так или иначе страдают, и поэтому остро нуждаются в надежном средстве Спасения от этих страданий и скорбей; таким средством Спасения является Древняя Запредельная Мудрость, Трансцендентное Знание (Гносис), Веданта, Метафизическая Философия Упанишад, Джняна-йога, и т.д. - все эти термины и понятия несут в себе одинаковый смысл. В силу этой своей особенности, главная тема данного текста - Спасение посредством Осознания Абсолютной Божественной Истины - вне всяких сомнений должна быть признана наиболее важной и актуальной для всех людей без исключения.

Итак, Чхандогья Упанишада (7.1.2-3.) говорит: Однажды Нарада пожаловался Санаткумаре: "Я обладаю достаточно большим - но все же поверхностным - знанием; я знаю много слов, но не знаю самой Сути (т.е. Атмана). Я захвачен страданиями и скорбью. От мудрых же людей я слышал, что только знание самой Сущности (т.е. Атмана) всех вещей освобождает от страдания и скорби". В ответ на это древний Мудрец устами Чхандогья Упанишады (7.26.2.) говорит: "Воистину, тот, кто познал эту Высшую Сущность (т.е. Атмана, Брахмана), не подвержен ни смерти, ни болезням, ни страданиям. Знающий эту Сущность знает все; видящий эту Сущность видит все; постигший эту Сущность постигает все во всем".

Шветашватара Упанишада (4.14.) говорит: "Познав Того, кто тоньше тонкого, пребывающего как бы в средоточии хаоса, всеобщего Творца, многообразного (в своих проявлениях), Единого, объемлющего Вселенную, дающего высшее Счастье, - человек обретает совершенную умиротворенность и успокоенность (Шанти)". Здесь нужно отметить, что в санскритском оригинале этого стиха употреблено слово "Шива", которое мы определили как "Того, кто дает высшее Счастье и Благо". Вполне закономерно и оправдано по смыслу понимание всех Божественных Имен и как прилагательных (эпитетов), и как имен собственных одновременно. Шива есть Высшая Сущность, Вишну-Нараяна, Атман-Брахман, Верховное Божество, объемлющее, объединяющее-в-Себе и пронизывающее Собой всю Вселенную.

Мундака Упанишада (3.1.2.) говорит: "Человек, погруженный в горести мира, ослепленный, скорбит о своем бессилии. Когда же он непосредственно видит (т.е. осознает) Великого Владыку, Могущественного и Прекрасного, то освобождается от всей скорби".

Следующий стих Мундака Упанишады (3.1.3.) таков: "Когда счастливый человек, удостоившийся Видения (даршана) Златоцветного Творца, Господина (Иши, Ишвары), непосредственно (сакшаткара) видит Пурушу, Брахмана, Всеобщий Источник, - тогда он (видван) стряхивает с себя и порок и добродетель, и достигает Единства с Чистейшим Наивысшим Духом". Перефразируя известного философа -ведантиста Радхакришнана, можно сказать, что Пуруша-Брахман Упанишад - это и метафизическая Абстракция, и неопределимое Тождество, и Пустота молчания, но одновременно с этим Он (Пуруша, Атман, Брахман) являет собой наиболее полное и наиболее Реальное Бытие. Это живой динамический Дух, источник и вместилище безгранично разнообразных форм Реальности.

Шветашватара Упанишада (4.15.) говорит: "Поистине, Он есть Хранитель этого временного мира; Он есть всеобщий Владыка (ВишвАдхипа), скрытый во всех формах бытия; с Ним и в Нем объединены Брахмариши (Святые мудрецы) и Боги. Познав Его, существо разрывает путы-узы смерти". Шанкара поясняет, что смысл фразы "Он скрыт во всех формах бытия" состоит в том, что Он (Бог, Брахман) существует как простой незаинтересованный Свидетель, отстраненный Наблюдатель всех процессов, происходящих со всеми на всех планах бытия. Почему "незаинтересованный, безучастный, отстраненный", и т.д.? Потому, что все эти события и процессы материального мира имеют лишь игровой, весьма временный, иллюзорный, эфемерный, ненастоящий характер; в полном смысле слова, Реален только Сам Зритель, Сам Наблюдатель, Сам Верховный Господь, ВишвАдхипа, Махешвара.

По этому поводу Шветашватара (4.10.) говорит: "Знай же, что пракрити (т.е. материальная природа) - это майя (иллюзия), и что Махешвара (т.е. Великий Ишвара, Атман, Брахман, Бог, Всемогущий Владыка) - Господин майи. Вся эта Вселенная заполнена различными (движущимися и неподвижными) существами - как бы Его членами". Вследствие невежества - а именно грубой ошибки, взаимоналожения (суперимпозиции, адхьясы) противоположных свойств (Духа и материи, Субъекта и объекта) - весь этот мир заполнен Его иллюзорными членами, которые подобны иллюзорной змее, наложенной по невежеству на веревку, субстрат. Никого и ничего не существует, помимо Единого, Невидимого, Всепроникающего, Всепронизывающего Абсолютного Бога, Атмана-Брахмана, Великого Властителя и Господина всех миров, вселенных и галактик. Реально одно только Чистое Духовное Сознание, само-постигаемое путем мистического опыта, трансового состояния само-углубления, самадхи. Преграда, отделяющая человека от самого Себя - это майя, авидья, невежество. Что такое представляет из себя эта майя, сказать практически невозможно (отчего ее называют анирвачья, неопределимая, невыразимая). Рациональному анализу авидья-майя не поддается, - также как невозможно с помощью света обнаружить и проанализировать тьму. Дополнительная сложность в этом отношении возникает потому, что свойства авидьи-майи не могут быть описаны рассудком, поcкольку понятия, используемые рассудком, сами являются порождениями авидьи-майи. Майя - это некая сила, затуманивающая мозг, омрачающая ум и заставляющая человека отвращать свое внимание от самого Главного - от самого Себя, от Источника всей Жизни, от Бога, от Атмана-Брахмана, и как бы переключающая, перенаправляющая (насильно) всю энергию внимания на нечто внешнее, ничтожное, совершенно бесполезное и неважное, и, более того, обманчивое и ложное. Судьба каждого, любого отдельно взятого человека в миллиард раз интересней, содержательней и важней, чем судьба всех стран, государств и народов вместе взятых. Внутри каждого живого существа спрятана потрясающая Тайна. Эта Тайна - Внутренняя Божественная Духовная Сущность, состоящая из пылающего Света Сатчитананды. Когда человек стоИт прямо перед распахнутой дверью, за которой его ожидает исполнение всех его желаний, но не может войти при том, что ему ничего абсолютно не препятствует, - это и есть майя.

Опыт связного прочтения текстов Веданты (часть 1)
 Статья / Религия / Эзотерика / Опыт связного прочтения текстов Веданты (часть 1)
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:02:57

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...