all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина

Триглав


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:02:27
Триглав


(Нет голосов)
503 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Триглав



Религии. Триглав


Хорошо известно, что в основе арийской религии лежит почитание божественной Троицы. В Индии это Брама, Шива и Вишну, в Греции - братья Зевс, Аид и Посейдон, делящие мир; в Риме - Юпитер, Марс и Квирин, у балтов-Перкунас, Поклюс и Потримпос, и т.д. Попробуем восстановить скифскую троицу. У нас есть для этого основание: Геродот отождествил скифского Фагимасада (аналоги имени не известны) с греческим Посейдоном.

Посейдон известен из греческой мифологии как "морской царь". Казалось бы, зачем степнякам-скифам почитать морское божество? Тем более, как отмечал Геродот, "Посейдона" чтили не все скифы, а именно "царские" - правящие...

Дело в том, что сравнение "по Геродоту" не вполне точно: культ Посейдона в эпоху античности уже порядком выродился. Первоначально он был более глубок и связан с почитанием сил плодородия. С одной стороны-плодородие, охрана урожая, с другой - стихия вод, символизирующая женское, консервативное начало... Довольно точное функциональное совпадение с балтийским Потримпосом (плодородие, а также "морской царь") и индийским Вишну (силы сохранения вообще, и в частности-"морской царь" в образе Нараяны и ряда аватар). Скифский Фагимасад, конечно, был не тривиальным богом-моревиком, но - подобно индийскому Вишну - символом сохраняющих сил вообще, Белым Богом. Поэтому его особо почитала скифская государственная элита.

У западных славян Белый Бог именовался Свентовит, и точно также, как в Скифии, почитался в самом важном сакральном центре (Аркона на острове Рюген). На нижнем Дону еще в начале 20в. Белого Бога называли "Святарь", "Самосвят", или же просто "Вышний".119 Последний эпитет, видимо, есть переосмысленное имя "Вишну" (образованное от санскритского глагола "vish", означающего "проникать"; важнейшее свойство бога, "проникающего" в материальный мир, принимающего различные воплощения - "аватары"). А под именем "Само-Свят" (Семо Санкус) Белый Бог почитался в древней Италии.120 Семо Санкус и есть Квирин (то есть "копьеносец"), третье лицо римской троицы, "ответственный" за сохранение вообще и сохранение гражданских установлений римского полиса в частности.

Сравнивая имена, можно предположить, что загадочное имя скифского "Посейдона" - Фагимасад - представляет собой какой-то древнейший местный эпитет общеарийского Белого Бога - Святого Духа, Охранителя.

Белобогу-Свентовиту-Вышнему был посвящен последний месяц года, с 23 ноября по 21 декабря (в славянском календаре это был и последний месяц осени) - время завершения жизненного цикла. Его священным деревом была вишня; вишневая веточка была в России неизменным атрибутом празднования Нового Года. В зодиакальном круге ему соответствует Стрелец, изображаемый в виде человека-коня, кентавра.

Посвящение коня Белому Богу сохранялось у многих народов арийского происхождения. Так, греческий Посейдон изображался на колеснице; конь считался его священным животным - что, вообще говоря, довольно странно для "морского царя"... Еще в 11-м столетии в славянском сакральном центре Арконе на острове Рюген при храме Белого Бога Свентовита держали священного белого коня. Ему посвящали также метательное оружие, символизирующее солнечные лучи - стрелы, копья (недаром же в Риме он назывался Квирином - Копьеносцем).

Итак, можно установить следующее тождество одной из ипостасей древнеарийской Троицы, "Белого бога":

ФАГИМАСАД (скиф.) ПОСЕЙДОН (греч.)= ПОТРИМПОС (балт.)= СЕМО САНКУС (итал.)= КВИРИН (рим.)= СВЕНТОВИТ (зап. слав.)= ВИШНУ (инд.)= САМОСВЯТ, ВЫШНИЙ (рус.).

***

Практически во всех религиозных системах, восходящих к общей древнеарийской традиции, Белобогу, символизирующему светлое, системо-сохраняющее начало мира, противостоит Чернобог, властелин сил разрушения. Однако не следует делать заключение, что Чернобог - это "князь тьмы". Тривиальный дуализм, резкое противопоставление "белого" "черному" характерен для вырожденных форм религии (в том числе и для некоторых позднейших вариантов христианства). А ее первоисточник подходил к проблеме системного сохранения и разрушения диалектически.

В самом деле, Белобог поддерживает системную целостность, способствует сохранению ее жизни. Но как долго это может продолжаться? Ведь энтропия со временем нарастает, и любая система рано или поздно обречена на гибель. В определенный момент времени занятие "консервативного" Белобога - поддерживать жизнь системы - из позитивного превращается в негативное, старая, "загнившая" система должна быть устранена, и ее место очищено для рождения новой. Вот когда начинается работа Разрушителя, Чернобога. Не даром же один великий русский мыслитель сказал: "Страсть к разрушению - творческая страсть"...

Триглав
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:02:27

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...