all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Религия / Другие религии / Традиционализм и гносис

Традиционализм и гносис


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:02:27
Традиционализм и гносис


(Нет голосов)
409 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Традиционализм и гносис



Типичный «традиционалист» отстаивает доктрину и устои своей конфессии.
Либерал же - «поборник свободы духа», личного опыта и знания, понимаемого каждым по-своему.
Сразу отмечу, что моя статья - это «камень в огород» и «воинствующего либерала», стремящегося «изобрести велосипед» в угоду собственного «я», и «воинствующего традиционалиста».
Поэтому, надо отметить, себя я не отношу ни к типичным «традиционалистам», ни к «воинствующим либералам».
Итак, «воинствующий либерал» - это поборник собственных убеждений, собственного знания, воспринимающий всё выходящее за рамки его представлений достойным критики или осмеяния. Можно сказать, что это разновидность нигилизма (как метко бы заметил товарищ Ленин – «детская болезнь левизны»). Главное его «сокровище» - это знание, познание мира и себя (что не так уж и плохо).
Но, как говорится, ни что «не ново под луной»… И у «современных мыслителей» есть истоки и, как это не парадоксально, своя традиция. Эту традицию в современной философии принято называть «гностицизм» (от греч. «гносис» - знание, познание). Люди подобного склада были во все времена и, наверное, у всех народов. История большинства этих учений нам не известна. Хотя, выскажу крамольную мысль, в основе (у истоков) всех мировых религий был «гносис»…И быть может – это была единая линия, единая традиция.
Нам, живущим в 21 веке, известен в основном античный гностицизм и его производное - гносис ранних христиан. «Царским подарком» судьбы современному человечеству было открытие рукописей христиан гностиков из Наг-Хаммади (Египет). С конца 40-х годов 20 века написано комментариев и научных работ, препарирующих эти «писания» пожалуй, больше, чем объём самих этих рукописей. Ещё раз повторюсь, что это был подарок человечеству, оказавшемуся в разорённом войной мире. Как повлияло, это открытие на философскую мысль во всём мире, не есть цель моей статьи. Да и комментировать эти разноплановые произведения задача достойная научной диссертации. Я могу лишь «отослать» заинтересовавшихся на один из веб-ресурсов http://apokrif.fullweb.ru/nag_hammadi/
От себя добавлю, что от прочтения некоторых текстов у меня «захватывало дух…»
Как это не прискорбно (по крайней мере, для меня), но живая традиция античного (западного) гносиса прервалась «благодаря» отцам основателям христианской церкви (повторюсь – именно церкви, как организации, а не христианского учения). Став государственной религией, христианству (как государственной структуре) и власть предержащим вольнодумство гностиков показалось вредным, нарушающим спокойствие в обществе. Церковные иерархи заклеймили гностицизм (уже существовавший в рамках христианства), как ересь, подвергнув гонениям его адептов.
Что от чего производное – христианство от гностицизма, или гностицизм от христианства – вопрос, на мой взгляд, достойный внимания.
В дальнейшем отголоски учения христиан гностиков ещё будут часто проявляться в различных церковных ересях и религиозных течениях, подавляемых всей мощью карательного государственного аппарата (в качестве примера назову лишь движение вальденсов, Альбигойские войны во Франции, движение гуситов в Чехии и прочие).
Вот так современный западный (и русский тоже) религиозный «либерал» оказался без истории и без традиции. «Без роду и без племени». А историю надо знать, не только государственную или национальную…
Теперь о восточной части «ойкумены». Как говорится, «восток – дело тонкое». И здесь штампами, сложившимися стереотипами или политическими лозунгами делу не помочь.
Один из распространённых стереотипов – это мнение о том, что христианство, ислам и иудаизм, совершенно разные религии. Да, это не близнецы, но «дети одних родителей». У всех трёх религий одни пророки (Авраам, Ной, Давид, и, конечно же, первый человек – Адам). Иисус в исламе - посланник Аллаха, или один из величайших пророков в истории человечества. Что в понимании исламских религиозных деятелей «посланник» - вопрос для меня открытый. А вот как, переводится с греческого слово «Христос», могу пояснить. Дословно – это Мессия, Помазанник. В арабском есть другой эквивалент этому слову – Махди (перевод тот же – Мессия, Помазанник). Так что Христос – это не фамилия, и не имя Бога, как многим кажется, а религиозное понятие, обозначающее определённую личность в религиозной истории человечества. Понятие общее, как оказывается, для иудейского, христианского и исламского богословия.

Традиционализм и гносис
 Статья / Религия / Другие религии / Традиционализм и гносис
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:02:27

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...