all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Религия / Другие религии / Свобода воли в джайнизме

Свобода воли в джайнизме


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:02:27
Свобода воли в джайнизме


(Нет голосов)
437 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Свобода воли в джайнизме



часть 2 (M. Sujan Mal Ugam Kanwar Sancheti Trust, Jodhpur, India,1995.).
Русский перевод: Г.В. Гарин, Jainworld Foundation. Примечания не сохранены по техническим причинам.
Нет нужды долго искать основания для такого спора. Два человека сеяли, поливали посевы и заботились об урожае в одинаковых обстоятельствах и одинаковым образом, но один пожал золотые зёрна, а другой остался даже без мякины. Родились два близнеца, оба получали одинаковую заботу от матери, одинаково учились у отца, но их судьбы получились разными: один стал успешным полицейским, а другой – преступником, приговорённым к повешению.

Нет ничего удивительного в том, что человек в унижении отказывается от всей своей отваги и силы, более того – от самого себя, перед лицом неизвестной силы, назовите её Ишварой, Аллахом или Богом. Фактически, такое отречение, даже униженная сдача, украшаемое именем «бхакти» (преданность), рассматривается в качество одного из средств спасения человека от страдания, с помощью которого даже самый отпетый грешник вроде Аджамила мог бы быть прощён, лишь произнеся имя Господа.

Такая сдача, однако, не импонирует некоторым смелым душам, более склонным к знанию (джняна) и действию (карма). Такие мыслители проанализировали причины, ведущие к удаче и неудаче в применении свободной воли человека. Действительно: странным выглядит тот факт, что, несмотря на полное и целенаправленное усилие воли, успех не всегда сопутствует таким усилиям. Они пришли к выводу, что, помимо индивидуальных усилий (пурушартха), существует ряд других факторов, имеющих значение для успеха или провала его усилий.

В различных школах мысли они описываются под различными именами. В джайнизме эти пять факторов следующие: время (кала), природа (свабхава), прошлая карма (пуракрита), судьба (нийяти) и индивидуальные усилия (пурушартха). Они известны как пять самавай .

Сторонники различных школ с безначальных времён в той или иной степени подчёркивали любой из этих факторов. Мы можем проследить дискуссию на эту тему согласно тому, как она отражена в Сутракританге – одном из древнейших джайнских текстов, который, как полагают, содержит если не слова, то идеи самого Махавиры, и восходит к дохристианской эпохе. Шлока 30 содержит преобладающую идею: «Некоторые полагают, что любые боль и удовольствие, претерпеваемые индивидуумами, не являются ни результатами их собственных дел и воли, ни следствием чужих, нот всё это – судьба». В следующей шлоке (31) такая вера опровергается: «Те, кто похваляется таким образом, – глупцы, объявляющие себя учёными: они не знают, что всякое удовольствие или боль (и всё, что происходит), являются следствием не одной судьбы, но её вместе с другими факторами, отличными от судьбы».

Сейчас можно коротко описать каждую из этих пяти самвай.

Время (кала):

Время неограниченно, безначально и бесконечно. Оно пропитывает всю вселенную . Оно содействует рождению и смерти, стабильности и переменам, росту и разложению – каждому феномену во вселенной. Те, кто считает время единственным фактором, ответственным за удовольствие и страдание, успех и неудачу, известны как калавади. Они упоминаются в Махабхарате (раджа Бали, например).

Говоря упрощённо, калавади утверждают, что, несмотря на все затраченные усилия, семена прорастают, а деревья приносят плоды лишь с приходом должного времени, постулируя, таким образом, превосходство времени.

Потому нет ничего удивительного в том, что время определялось как высшее божество разрушения (Махакала), который мог не только уничтожить каждого, но также, в форме Ямараджи и его слуг, заставлял каждого давать ответ за свои дела после смерти.

Природа (свабхава):

Некоторые полагают, что результаты порождает собственная внутренняя природа вещей (свабхава). Подобно тому, как горшок можно сделать лишь из глины, а не из хлопка, из которого делают одежду, все целенаправленные усилия сделать что-либо не по свабхаве будут тщетны. Эта школа мысли известна как свабхававада.

Свобода воли в джайнизме
 Статья / Религия / Другие религии / Свобода воли в джайнизме
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:02:27

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...