all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина

Суфизм о вере


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:02:27
Суфизм о вере


(Нет голосов)
447 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Суфизм о вере



Религии. Суфизм о вере



Подробнее о возникновении суфизма и его влиянии на арабскую и персидскую культуру я попросила рассказать доктора филологических наук, ведущего научного сотрудника Института востоковедения Наталью Пригарину.

Ислам официальный отвечал не на все вопросы, которые были у людей. И суфизм возник как самостоятельный поиск Бога на основании учения ислама. Существует цепь преемственности — от кого идет данная линия суфийская. И очень многие возводят себя прямо непосредственно к Пророку. Потому что все, о чем говорят суфии, они извлекают из Корана, но при этом они очень часто мыслят свободно. А самое замечательное в суфизме, конечно, что он оплодотворил культуру. И художественная литература отдала огромную дань этому, потому что очень часто большие поэты были и большими суфиями, подвижниками.

— Может быть, это как раз связано с тем, что суфизм принес возможность говорить о религии , о вере в терминах любви.
— Конечно! Тут произошло такое сложение словарей. Разные любовные отношения проецируются на любовь суфия к Богу. Вот я приведу вам пример двух классических пар. Одна — это Лейли и Меджнун — это один из важнейших сюжетом суфизма. Один тип любви, когда Меджнун — человек одержимый, влюбился в девушку по имени Лейли, и кончается тем, что он предмет своей любви видеть не хочет, потому что она живет в его сердце, и ему достаточно этого общения. И это трактуется как высшая степень любви к Богу. Эта любовь совмещает и чувственность, и возвышенные вещи, но она не реализована как чувственная любовь. Это вот Низами, XII век, это самая классика.
Скажем, в XV веке Джами написал поэму «Юсуф и Зулейха» — библейский сюжет, изумительно красивый. Любовь женщины, жены египетского наместника, к юному прекрасному рабу Иосифу, которого братья бросили в колодец за то, что он слишком красив. Это легенда, обожаемая в мусульманской культуре. В Коране она тоже ничего не достигла, любовь, ее страсть, ее безумие не реализуется. А Джами ее пожалел, он был суфием очень крупным. И вот эта Зулейха, она сначала Юсуфа домогается, потом выходит замуж, думая, что выходит за него, а потом он возвышается, а у нее дела идут очень плохо, она становится старой, некрасивой, становится слепой, потому что плачет все время. И когда прекрасный Юсуф едет на коне мимо хижины несчастной старухи, которая уже превратилась в суфия, в дервиша, она ему бросает упрек и говорит: «Ты в своей гордыне не замечаешь, что вокруг тебя творится». И тогда он воспылал к ней любовью. Она прозревает, она становится снова прекрасной, и они женятся. Джами любовь Зулейхи сделал идеалом божественной любви.
Так что спектр всех отношений между мужчиной и женщиной отражен. Иногда это мужской аспект, гомосексуальный аспект суфизма, потому что очень многие братства были замкнуты. В частности, одной из дозволенных вещей было восхищение красотой молодых, безбородых юношей, специальное их созерцание и специальное переживание любовного экстаза по отношению к Богу. Потому что каждая красота как бы символизирует красоту Бога. Есть суфии, которые отождествляют себя с женщинами, потому что Бог — это все-таки мужское начало олицетворяющее, и они одеваются в женские платья, выражают свою любовь таким способом и так далее. То есть я хочу сказать, что существуют самые разнообразные общности суфизма.

— Правда ли, что были суфийские ордена для женщин и были смешанные?
— То, что я знаю, Ясави — это орден в Турции, который возглавляет женщина. Я видела ее, она прелестная, современная, очень красивая женщина, к которой мужчины подходили, целовали ей руку как носителю этой духовной традиции. Но отношение суфизма к женщинам было амбивалентно. С другой стороны, именно женский образ возлюбленной становится очень важным суфийским символом, который потом экстраполируется на настоящую любовь. Единичные фигуры, конечно, были, безусловно, но с ними связано много всяких философских ходов. Скажем, если женщина говорит со своим наставником, она не должна быть для него женщиной, и он не должен быть для нее мужчиной. Как только он замечает, что у нее руки хной покрашены — все. Именно начало женское и мужское в суфийском движении мешает. Женщина-подвижница — это не женщина, это дух.

Суфизм о вере
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:02:27

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...