Суфизм. О дыхании
Суфизм. О дыхании
Дух Святой в суфизме
Как и первые христиане, суфии воспринимали Святой Дух непосредственно и соответственно обозначали Его как "Дыхание Бога", "Дыхание Аллаха", "Дыхание Мессии" и т.д. При этом, суфии олицетворяли Бога в образе Возлюбленной, подчёркивая Женскую Ипостась Святого Духа, и символически сравнивая духовное томление с любовной страстью:
Мир - Дыхание.
Любовная страсть влюблённых,
Сама Возлюбленная -
Просто Дыхание.
/рубаи Ираки/.
Поговори с усладой сердца моего -
С Той, что подобна утреннему ветерку.
Наша любовь вспыхнула, как утренняя заря -
На одном вздохе.
/Саади/
Теперь рассмотрим Дыхание в разных его аспектах.
НАФАС
В арабском языке, для обозначения Дыхания используется термин "нафас". Он образован от арабского корня "н-ф-с" (утешать, утолять, облегчать, распространяться). Это Тот Самый Дух Утешитель, о Котором говорил Христос!
"Как специальный суфийский термин Дыхание - это дарование утешения сердцу посредством тонких частиц из сферы Незримого (лата"иф гхойюб), - поясняет Кошайри. - Характер того, кто "обладает" дыханием, доброжелательнее и покладистее, чем у того, кто является "обладателем" мистических состояний. Суфии полагают, что "обладатель Дыхания" (сахиб-э нафас) - это продвинутый адепт, "обладатель времени" (сахиб - э вакт) - начинающий, а "обладатель состояний" (сахиб-э хал) занимает промежуточное положение между ними. Люди сердца имеют дело с метафизическим временем, посвящённые в тайны духа - с мистическими состояниями, Дыхание же - это занятие адептов глубинного "я" (ахл-и сара"ир)"
"Дыхание Мессии" - это метафора того животворного воздействия Дыхания Мастера, которое Оно способно оказать на души, умирающие и порабощённые своими страстями.
Например, у Хафиза находим:
Приободрись, моё сердце,
Я чувствую Его в воздухе -
Чью-то вдохновенность на пути,
Благословенное Дыхание,
Вдохновенность Мессии.
"Дыхание Божественной Милости" (нафас-и рахман). Этот термин в суфизме наделяется особой значимостью. Абдор-Раззак Кашани пишет: "Дыхание Божественной милости или милосердия (нафас-и рахмани) есть сродственное бытиё (воджуд-и идхафи), единосущное, но множественное по проявлению в архетипных формах (совар-и ма"ани), то есть в неизменных архетипах (а"йан) и их конкретных аспектах (ахкам) на плане Божественного единства (вахидият).
Всё Бытиё явилось в виде выдоха,
выказав себя как распростирание истинного рассвета,
распахивающего врата
этого вселенского пристанища.
/Ресалаха-йе Шах Ни"мато"ллах Вали IV, с.80/
В "Наставительном трактате" (Рисала-йе хедайат) Шаха Ниматуллы о Дыхании Божественной Милости сказано так: "Дыхание Божественной милости - это экзистенциональное самопроявление (таджалли-йе воджуди), видимое на уровне Божественности, поскольку оно вбирает в себя все конкретные аспекты Божественных Имён, которые являются всеобщими архетипами (сурат-и коллийя) уровня Божественности.
Первый зримый эффект Дыхания Божественной Милости появляется по милости Всеобъемлющего Имени "Аллах". Последующие эффекты определяются универсальными именами, такими как Аль-Рахман (Милостивый), затем подчинёнными именами (асма"-и таллийя), которые порождают архетипические сущности (а"йан) индивидуальных существ". /Ресалаха-йе Шах Ни"мато"ллах Вали II, с.190/
В "Зеркале влюблённых" (Мир"ат-и "ошак), недатированном справочнике неизвестного автора по суфийской мистической терминологии, об этом термине говорится следующее: "Это непрестанное излияние, или истечение (фаидх), Бытия на сотворённые сущности. Такое излияние едино и целостно - если смотреть на Него из Его истока в Божественном Единстве, откуда Оно напоминает то самое распространение дыхания, которое при вдохе и выдохе человека служит для облегчения "животного духа" (рух-и хаивани). И Оно же множественно, если расматривается в его связи с относительными существами (воджудат-и идхафи), отчего Оно и сближается с множественностью человеческих дыханий, облечённых в звуки, или "буквы" (хоруф)". /Тасаввуф ва адабийят-и тасаввуф (включая Мер"ат-э "ошак), с.233/
Суфизм. О дыхании
|
|
Назад в раздел
Самые интересные новости:
загрузка...
|