all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Религия / Другие религии / Славянский бог Велес

Славянский бог Велес


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:02:27
Славянский бог Велес


(Нет голосов)
587 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Славянский бог Велес



Религия Славяно-Ариев. Славянские боги. Велес


Велес - один из верховных Богов в Славянском пантеоне. Этимологически имя этого Бога близко к таким словам, как «воля», «велеть», «великий», «власть». Представляется интересным тот факт, что еще в XIX веке в Рязанской губернии слово «велес» («велёц») означало распорядителя, укащика (3). Исходя из естественного значения Его имени, можно определить Велеса как Бога власти, как Бога великой Воли, той воли, которая меняет Мир, той Воли, которая присутствовала при рождении самого Мира.

Также имя Велеса имеет ещё один семантический оттенок, связанный с культом мертвых, предков, душ умерших. На это указал ещё А. Н. Веселовский, приведя ряд балтийских параллелей (welis – литовск. – покойник, welci – души умерших). Помимо этого, крайне важно учесть отмеченное Ивановым и Топоровым значение корня «Vel» в значении «мертвый»; «wael» (древнеанглийск.) – «оставшийся на поле боя, труп» (1). Однако, несмотря на связь Велеса с миром мертвых, не стоит Его демонизировать, как это делают некоторые исследователи. Велес выступает скорее проводником душ между мирами, выступает в роли великого духовного Учителя, в роли великого Водчего душ. Подобно его балтским аналогам, и св. Николаю.

"Бежит река огненная, чрез огненну реку калиновый мост, по тому калинову мосту идет стар матер человек; несет в руках золотое блюдечко, серебряно перышко... сбавляет с раба божьего семьдесят болезней"(4).

Не стоит обходить стороной связь имени Велеса со словами «волосатый», «волохатый», рассмотренную Ивановым, Топоровым и подробно развитую Б.А. Рыбаковым. Согласно суждению которого, можно предположить следующую взаимосвязь: «Волос – волосатый, волохатый; отсюда – волхв – тоже волохатый (может быть, одетый в медвежью шкуру?)». Б.А.Рыбаков развивает эту концепцию, опираясь на этнографический материал, согласно которому, медведь связан с Велесом. Но, в дальнейшем следуют весьма вольные заключения исследователя, говорящие о его явной недооценки степени духовного понимания Славян, о его не понимании всей глубины духовной мысли наших предков, умевших более тонко и глубоко чувствовать законы бытия. Несмотря на то, что Б.А.Рыбаков справедливо определяет родство образа медведя и Велеса, он значительно упрощает образ самого Велеса, фактически выводит происхождение этого Бога из медвежьего охотничьего культа, из преклонения первобытных охотников перед животным миром, что свойственно большинству примитивных народов. Однако в современных условиях не может быть допустимо изучение древних Славян с позиции примитивизма. Причем, в качестве доказательства степени развитости Славянской цивилизации достаточно учесть даже один единственный факт того, что Славяне относятся к Арийским народам. К народам, воля и знания которых послужили толчком к зарождению большинства цивилизаций Евразии. К народам, которые уже во III-II тысячелетиях до н.э. имели богатую и сложную систему мифов, глубоко космогоничную по своей сути, имели развитую поэтическую, духовную культуру. К народам, общественная структура которых была гораздо глубже, сакральнее современной. Общества, в которых мудрецы, поэты, люди искусства ценились выше, чем военные люди, торговые и ремесленные, не могло быть примитивными по своей сути!

Исходя из этого, представляется правильнее трактовать явно имеющуюся взаимосвязь Велеса с образом медведя в несколько ином свете. Наши предки скорее находили соответствия олицетворяемой Велесом Силы (Сил) с медведем. Они скорее представляли то, что Дух Велеса проявил себя в этом могучем и свирепом звере - хозяине леса. И естественно все, что связано с медведем, связано с Велесом. Так, медвежья лапа, носившая название «скотьего бога», вывешивалась даже в начале XX в. подмосковными крестьянами во дворах для охраны скота. «Скотьим богом», как известно, летопись называет Велеса (5). Через медвежью лапу, крестьяне надеялись призвать на защиту самого Велеса а сама лапа в данном обряде присутствует в качестве проводника этого Духа, она отождествляется с медведем, а медведь, в свою очередь, с Велесом.

Интересным является еще и следующее совпадение, указывающие на воплощение Духа Велеса в образе медведя. Как известно, каждый Бог имеет большое количество имен, имя «Велес» - это всего лишь одно из них. Наиболее известное Германское имя этого Бога – Один или Вотан. Берсерками считались воины, посвятившие себя Одину. Само слово «берсерк» происходит от старонорвежского berserkr, что одновременно означает и «медвежья шкура» и «без рубашки», корень ber- может означать как «медведь», так и «голый»; -serkr означает «шкура», «рубашка». Вот, что пишет по поводу берсерков в «Круге Земном» Снорри Сторлусон (8):

Славянский бог Велес
 Статья / Религия / Другие религии / Славянский бог Велес
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:02:27

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...