Статья / Религия / Другие религии / Славянский бог Семаргл
Славянский бог Семаргл
Славянский бог Семаргл
Религия Славяно-Ариев. Славянские боги. Семаргл Симаргл (Семаргл) (др.-рус. Семарьглъ, Симарьглъ, Сим-Рьглъ) - восточнославянский бог Огня (Огнебог). Прежде всего, имя его упомянуто в русских летописях - пантеон князя Владимира, произошло оно, предположительно, от старорусского "смага" ("За ним кликну Карна и Жля поскочи по Русской земли, Смагу мычючи в пламяне розе") т.е. огонь, языки пламени. Огонь-Сварожич представлялся в образе полупса, полузмея. Вероятно, посредник между явьим миром и миром поднебесным, каковым в индуистской (ведической) традиции является бог огня - Агни1. Он же пенежный (огненный) змей из заговоров. Упомянут в Паисъевском сборнике святого Григория (14 век) и Златоустовом сборнике 1271 г. Огнебог-Йогнебоже, по "Веде Славян" А. Верковича у болгар-помаков2:
"Фала ти Йогне Боже!
Фала ти Ясну Слънце!
Чи нагреваешь на земе та.
Пекренував сичка земе...
...Покривашъ е църна магла,
та са нишу и гледа".
Согласно "Книге Коляды": "Бог Луны и Огня, бог огненных жертвоприношений и домашнего очага Семаргл Сварожич ночью стоит в небесах на страже с огненным мечом. Он не пускает в мир зло. Он так отвечал богине ночи Купальнице, которая звала его к Ра-реке3 на русалии - любовные игры:
"Мне всю ночь до рассвета нужно не спать,
В небесах мне на страже нужно стоять,
Чтобы Чёрный Змей не приполз из тьмы,
Жито в поле широком бы не потоптал,
Молоко у коров бы не отобрал,
а у матушек - малых детушек".
Лишь раз в году в день Осеннего Равноденствия (22 или 23 сентября) он сходит со своего поста, откликаясь на зов Купальницы. И тогда Ночь становиться длиннее дня и в мир чёрным облачком проникает зло. А в день Летнего Солнцестояния (20 или 21 июня), через девять месяцев, у Семаргла и Купальницы рождаются дети - Кострома и Купала";
"В начале времён, когда Сварог ударил молотом по бел-горюч камню Алатырю, из искры, высеченной из камня, родился Огненный Бог Семаргл, а также все небесные Ратичи - воины Сварога. Светозарый Огнебог Семаргл явился в огненном вихре, очищающем от всякой скверны. Он, словно Солнце, озарил всю Вселенную. Под Семарглом был златогривый конь с серебряной шерстью. Дым - стал Его знаменем, а огонь - конём. Там, где Он проезжал на Своём коне, оставался чёрный выжженный след. От великого огня Сварога тогда поднялся Божий ветер - так родился бог ветров Стрибог. Он стал раздувать великое пламя Сварога и Сварожича-Семаргла. Великий Чёрный Змей, рождённый Мировой Уточкой, задумал подражать Сварогу. Он подполз к Алатырю и ударим по нему молотом. От этого удара разлетелись по миру чёрные искры - так родились все тёмные силы, демоны-дасуни. И тогда Семаргл вступил в борьбу с Великим Чёрным Змеем и его воинством. Но недостало силы у Сварожича, и померкло Красное Солнце. Чёрный Змей затопил мглой всю Землю. А Сварожич поднялся в небесную кузницу к своему отцу Сварогу. Чёрный Змей также полетел к Сварге. Он языком пролизал три небесных свода и влез в небесную кузницу. И тогда Сварог с Семарглом ухватили раскалёнными клещами язык Чёрного Змея, укоротили его и впрягли в плуг. Потом боги разделили Землю этим плугом и на царство Яви и царство Нави. В Яви стали править Сварог и Семаргл, а в Нави - Чёрный Змей. Сварог и Сварожич - это Отец и Сын. Сыном Сварога явился и Сам Вышний. Сварожичами были Перун и Семаргл".
В "Велесовой книге" (в переводе Н.В. Слатина) так повествуется об этом божестве: "А вот сам по себе Огнебог Семаргл - общий (т.е. "общий для всех людей", "принадлежащий всем людям"), ярый, быстророждённый, чистый".
Он же, вполне возможно, Рарог, Рарожек - сын Сварога, по чешским и средневековым источникам. Уже в христианское время в ППЯ (Поучении против язычества), по мнению академика Б.А. Рыбакова, назван Переплут - бог почвы, корней растений, растительной силы, но никаких оснований для отождествлений Переплута (охранителя семян для посева) и Семаргла нет. Подобное соотнесение имеет, конечно определённый сакральный смысл, так как растения под воздействием солнечного света, как бы пробивали (рог) почву и выходили к солнцу, но Семаргл с солнцем так же не связан.
Андрей Мазин
Семаргл
По сообщению "Повести временных лет", год 980, князь Владимир Святославович (Красно Солнышко) "поставил кумиры на холму вне двора теремнаго: Перуна деревяна... и Хорса, Дажьбога, и Стрибога и Симарьгла, и Мокошь", однако уже Синопсис4 Симаргла в числе богов, чтимых Владимиром, не упоминает.
Славянский бог Семаргл
|
Статья / Религия / Другие религии / Славянский бог Семаргл
|
Назад в раздел
Самые интересные новости:
загрузка...
|