Статья / Религия / Другие религии / Славянский бог Даждьбог
Славянский бог Даждьбог
Славянский бог Даждьбог
Религия Славяно-Ариев. Славянские боги. Даждьбог Даждьбог (др.-русск. Дажьбогъ, Дажбогъ, Даждьбогъ, Дажбог, Дабог) - один из главных богов славянской (восточнославянской) мифологии, бог плодородия и солнечного света, лета и счастья, живительной силы, предок князей. Известен также как: Щедрый бог и Вышень. Его основной цвет - золотой.
Первое упоминание о Дажьбоге содержится в "Повести временных лет" (ПВЛ), по сообщению которой, в 980 году князь Владимир I Святославович (Красно Солнышко) "постави кумиры на холму вне двора теремнаго: Перуна древяна... и Хърса, Дажьбога, и Стрибога, и Симарьгла, и Мокошь", из которого следует, что местом культа был холм (в Киеве), а на холме находился кумир Дажьбога, и здесь ему, как и другим богам, приносились жертвы (требы). Дажьбог являлся третьим по значимости после Перуна божеством в пантеоне князя Владимира. Дажьбог был включён в пантеон вместе с другим солнечным богом - Хорсом, что о говорит о существовании различий в их функциях. Дажьбог и Хорс символизировали в пантеоне небо и стояли, вероятно, в двух нишах по правую руку от центральной статуи Перуна, слева от входа. У русичей Дажьбог - бог солнечного света, а бог солнечного диска - Хорс. Не может же Солнце быть без дневного света, поэтому Дажьбог и Хорс всегда рядом.
Наиболее содержательным является фрагмент о Дажьбоге во вставке, включённой в перевод отрывка из "Хроники" Иоанна Мапалы, находящегося в Ипатьевской летописи под 1144 годом: "По умрьтвиш св Феостовъ (др.-греч. Гефест) егожь и Сварога наричить и царствова сынъ его именемъ Солнце, егожь наричать Дажьбогъ. Солнце же царь сынъ Свароговъ еже есть Даждьбог". Отсюда следует связь Дажьбога с Солнцем и РОДственные отношения со Сварогом (сын - отец), несомненно связанным с огнём.
Б.А. Рыбаков считал, что культ Дажьбога, как "Солнце-царя" восходит к скифскому культу Колаксая, сына Таргитая, прародителя царских скифов, трактуя имя Колаксая через славянский корень "коло" (Солнце) и иранский "ксай" (владыка, царь). Таким образом, Даждьбог, сочетал в себе две основные функции: в природе он был подателем света, тепла и плодородия, а в обществе - источником княжеской и царской власти.
Ещё одним независимым источником упоминающим об этом божестве является "Слово о полку Игореве", которое повествует о Дажьбоге как о Первопредке славян. Славяне по тексту "Слова о Полку Игореве" - даждьбожии внуки (внуци):
"Тогда при Олзе Гориславличи сеяшется и растяшеть усобицами, погибашеть жизнь Даждьбожа внука, в княжих крамолах веци человекомъ скратишась".
"Въстала обида в силах Даждьбожа внука, вступила девою на землю Трояню, въсплексала лебедиными крылы на синем море у Дону: плещучи, упуди жирня времена".
Согласно Баварскому Географу (Восточнофранкской таблице племён IX века) своей прародиной славяне считали дунайскую страну Зарянию: "Зеруяне (Zeriuani), у которых одних есть королевство и от которых все племена славян, как они утверждают, происходят и ведут свой род". В русских летописях XVII века упомянут прародитель славян по имени Зардан.
Согласно "Слову Иоанна Златоуста... како первое погани веровали в идолы и требы им клали...", бог солнца и живительной силы.
Эти контексты дают некоторое основание для понимания Дажьбога как родононачальника и покровителя древнерусского этноса, который в свою очередь может трактоваться как наследие, богатство Дажьбога. Не исключено, что именно этим обстоятельством следует объяснять наличие имен собственных типа Дажбоговичь в украинской грамоте 14 века. В более поздних источниках за редким исключением имя Дажьбог выступает в сильно искажённом виде.
Упоминается также и в "Велесовой книге" (в переводе Н.В. Слатина), например, в дощечке 1 (с. 185) (II 1, с. 72/69): "К чему нам помнить древние доблестные время, идя куда - невесть. А так вот смотрим вспять и говорим, что вот, стыдимся мы Нави-Прави-Яви знать и всё вокруг ведать и понимать.
Вот, Даждьбог, сотворил нам то и это - всё, что существует. Свет звёзд сияет нам, и в бездне той Даждьбог подвесил Землю нашу, чтобы она удерживаема так была. Вот души Пращуров, и светят они нам звёздами из Ира...
Но греки напали на Русь и скверное творят от имени богов. А нам-то и неведомо, мужам, куда бежать и делать что.
Невидимо же Правь устроена Даждьбогом. А вслед за ней - как эта вот война - Явь движется, и та творит жизнь нашу. Когда та отойдёт - то смерть. Явь движима и творима Правью. Навь же - после неё. Навь - до неё, и после - Навь. А в Прави ж существует Явь.
Славянский бог Даждьбог
|
Статья / Религия / Другие религии / Славянский бог Даждьбог
|
Назад в раздел
Самые интересные новости:
загрузка...
|