all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Религия / Другие религии / Римская религия

Римская религия


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:02:26
Римская религия


(Нет голосов)
460 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Римская религия



Истоки Римской религии



О наиболее древних верованиях италийских племен известно мало, и интерпретация соответственных археологических данных зависит отчасти от общих точек зрения авторов на этнический состав древнего населения Италии, в частности на соотношение индоевропейцев и предшествовавшего им неиндоевропейского субстрата, к которому относят и занимавших довольно значительную часть Италии и самого Лация лигуров, хорошо известных в исторические времена. Но, как бы ни решался вопрос об атрибуции археологически засвидетельствованных культов тому или иному этносу, важно, что в древнейшей Италии найдены как следы культа богинь-матерей (изображавшие их статуэтки), так и солярные символы (колесо с лучами и крест). К культу небесного, солнечного и вместе с тем военного бога (или героизированного вождя) относится и найденный на территории племени вестинов “всадник из Капестрина” — бог в военной одежде, в шлеме и с ореолом вокруг головы. Культ животных засвидетельствован как их статуэтками, так и названиями таких племен, как гирпины (от hirpus — волк), пицены (от picus — дятел), бовнапы (от bos — бык), тогда как названия других племен происходили от имен богов: от Марса — марсы и мамертины, от One — оски, от Весты — востины, от Вулкана — вольски. Видимо, это были древнейшие божества, как уже упоминавшиеся Акка, Купра и соответствовавшая ей Bona dea. Очевидно, сюда же можно причислить арицийскую Диану с ее святилищем на озере Нема, типичную богиню плодородия, леса, “хозяйку зверей” с ее погибшим и воскресшим смертным любовником Вирбием, впоследствии отождествленным с греческим Иппогитом, растоптанным конями, воскрешенным Асклепием по просьбе Артемиды и перенесенным ею в лес, где он почитался как прислуживавшее Диане младшее божество (Ovid. Metamorph. XV, 443, 497, 545; Serv, Aen. V, 95; VI, 348; VII, 84, 761).

Почитание Солнца, видимо, впоследствии большой роли не играло. Согласно традиции, только род Аврелиев имел своим богом Sol (Fest. s. v. Auselii). Его связывают с сабипами, поскольку Аврелии-Аузелии (от ausol — сабинское Sol) были сабинским родом. Известна также надпись (CIL. I, 324), упоминающая праздник Sol Indiges, известный также из календаря. Эпитет этот вызывал разные толкования в связи с неясностью уже самим римлянам значения термина “индигеты”. Наиболее полно вопрос о культе солнца и о богах индигетах проанализирован в работе К. Коха “Почитание светил в древней Италии”. В пользу существования культа Солнца в древнейшей Италии, по мнению Коха, свидетельствует обычай авгуров ориентироваться на восток и юг — например, круговое движение при молитвах справа налево имитировало движение солнца; круговой обход при люстрации и возможная связь слова “люстрация” со словом “lux” — “свет”. Корень ausaur, пишет автор, встречается и в италийских диалектах, и у этрусков, на зеркалах которых уже в VI—V вв. до н. э. изображалось заимствованное у италиков солнечное божество, и означал “солнце”. Впоследствии тот же корень сохранился в словах “aurora” и “aurum”. Культ Солнца, некогда родовой культ Аврелиев, затем стал общественным, так как в календаре на 9 августа значилось: Soli Indigeti in colle Quirinale sacrificium publicum. Кох отмечает связь цирковых игр с Солнцем и Луной и предполагает, что она обусловливалась первоначальной неразрывностью культа Солнца с культом Юпитера, которому затем посвящались игры. На связь Солнца и Юпитера, замечает автор, указывает обычный символ Солнца колесо, помещавшийся в храме Dius Fidius — Юпитера, и то, что жрец, принося жертву отождествленному с Юпитером Фидием Semo Sancus, держал в руке круг, причем и колесо, и круг были символами союза, скрепленного клятвой. На то жо указывает и лучистая корона, которую, по Вергилию, носил царь Латин. Особенно выделяет Кох тот факт, что и Sol, и Юпитер именовались Индигетами, и чрезвычайно детально исследует все упоминания этого термина, начиная с отмеченного в календаре agonium (т. е. жертвоприношения) Индигетам, предназначавшегося, по его мнению, Солнцу Индигету, по-гречески Генарху, т. е. родоначальнику. Рассмотрев затем упоминания об Индигетах у древних авторов, К. Кох приходит к хорошо фундированному выводу о том, что Индигеты принадлежали к древнейшему слою римской религии , в одном ряду с Вестой, пенатами, Фавном, Энеем, Ромулом как наиболее чтимые божества. Опираясь на сообщение Диодора о клятве, принесенной италиками Ливию Друзу, включавшую и богов Рима, и богов Италии — Юпитера, Весту, Марса, Землю и Sol Indiges, Кох заключает, что культ последнего в Италии был популярен и живуч. Индигеты, считает он, были древними царями и родоначальниками, им и был посвящен агоний, параллельный материнскому празднику Матралип. Культ Отца Индигета и Весты был основным в Лавинии, где Индигет был связан с культом вод, в частности — реки Нумика, в которой по преданию утонул Эней, обожествленный под именем Юпитера Индигета. Там Sol Indiges и luppiter Indiges были одним и тем же богом, слившимся с прародителем Энеем. Солнце было и прародителем сабинян. Сам термин “indigetamenta”, “indigetare” первоначально означал обращение к прародителям, затем стал означать записанный в понтификальных книгах порядок обращения к богам вообще. Выводы Коха представляются очень убедительными.

Римская религия
 Статья / Религия / Другие религии / Римская религия
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:02:26

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...