Статья / Религия / Другие религии / Предопределенность и свобода воли
Предопределенность и свобода воли
Предопределенность и свобода воли
Вайшнавизм. Предопределенность и свобода воли Материальное существование не является нашим изначальным состоянием.
Душа (или истинное эго, истинное «я») есть чистый дух, качественно отличный от материи, как грубой, так и тонкой.
Предназначение (дхарма) души – служение. В изначальном состоянии индивидуальная душа посвящает свою энергию вечному объекту служения: Сверхдуше или Высшей Личности.
В искаженном состоянии сознания сама душа оказывается потерянной и вся ее энергия оказывается в распоряжении ложного эго, материального фантома[1] души.
В Шримад-Бхагаватам (11.28.15) говорится:
«Скорбь, ликование, страх, гнев, жадность, заблуждения и страстные желания, также как рождение и смерть, – все это испытывает и переживает ложное эго, а не чистая душа».
В этом неестественном состоянии ложного отождествления с материей энергия души растрачивается на служение иллюзии во всем многообразии различных сочетаний трех гун материальной природы.
Что это за энергия души? Душа – это личность. Определение личности таково: это существо, 1) обладающее чувствами, и 2) способное принимать решения.
Эти 2 пункта – принятие решений и наличие чувств – описывают две фундаментальные энергии души. Принятие решений указывает на энергию знания. Наличие чувств указывает на энергию наслаждения. Каждый понимает: «Я способен знать, понимать» и «Я могу наслаждаться, любить».
Эти энергии фундаментальны в том смысле, что их невозможно свести ни к чему иному. Наоборот, сами они служат отправной точкой для определения многих психологических понятий, таких как вера, и для глубинного понимания психологических явлений и феноменов.
Эти 2 энергии просачиваясь через ложное эго принимают искаженные формы:
1) энергия наслаждения трансформируется в вожделение – в форме грубых половых наслаждений и тонких стремлений к славе, почету, желанию выделиться.
2) энергия знания преобразуется в стремление познать материальный мир и, познав его, властвовать над ним. Это жажда покорить материальную природу с помощью знания.
Изначально в чистой душе также есть эти 2 энергии: знания и наслаждения. Но они находятся в ней в незначительном, ограниченном количестве. В Кришне эти же самые энергии находятся в безграничном количестве, и постоянно расширяются.
Когда душа отдает Кришне свои незначительные способности к познанию (стремясь познать Бога) и к наслаждению (стремясь с любовью служить Его чувствам), Кришна наполняет такую душу Своими безграничными энергиями блаженства и знания. Так душа погружается в океан наслаждения и смысла. Наше предназначение и состоит в том, чтобы плавать в этом океане. Это состояние называется любовью к Богу (на санскрите – кришна-према-бхакти). Оно является истинной целью жизни.
Общая концепция кармы
Общее значение слово карма означает «деятельность», «действие», «поступок» или «труд». Слово карма происходит из санскритского корня кри – «творить, создавать плоды». Т.е. карма -- это действия, приводящие к определенным результатам.
Определение кармы в масштабе вселенной …
Карма – это деятельность, которая имеет место в материальном мире 1) через посредство сочетания 3-ех гун природы, 2) сменяющих друг друга под контролем вечного времени.[2]
… и в масштабе индивидуальной души
Когда живое существо обладает материальным сознанием, оно действует в материальном мире, находясь в одном из материальных тел. Эти действия имеют последствия, выходящие за рамки жизни в этом теле. Такого рода последствия накапливаются и формируют предопределенные параметры для новых тел, которые живое существо получит в одной из будущих жизней. Так в течение жизни в нынешнем теле, душа постепенно создает для себя новое тело. Это и называется кармой. Карма – это постепенное создание нового материального тела, силой своего материального сознания.[3] После смерти старого тела такое живое существо переходит в новое тело.
Кармендрии
Здесь мы будем применять термин «карма» только в отношении живых существ, воплощенных в материальные тела. Материальная энергия дает нам тела, которые наделены пятью органами действия: 1) рот (с двойной функцией – говорить и есть), 2) руки, 3) ноги, 4) гениталии и 5) анус (прямая кишка). Эта группа чувств называется действующие или рабочие органы чувств (на санскрите – кармендрийа).
У низших форм жизни эти органы также присутствуют, хотя они могут до неузнаваемости отличаться от человеческих. В этом случае мы определяем их так:
Предопределенность и свобода воли
|
Статья / Религия / Другие религии / Предопределенность и свобода воли
|
Назад в раздел
Самые интересные новости:
загрузка...
|