all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Религия / Другие религии / Определения истинные и ложные

Определения истинные и ложные


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:02:25
Определения истинные и ложные


(Нет голосов)
240 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Определения истинные и ложные



Джайнская логика для детей



Титул «Дхармабхушана» («Украшение учения») присваивался многим джайнским учёным, однако ввиду особой роли этого мыслителя к его званию были добавлены ещё два: «Абхинава» («Новейший») и «Яти» («Аскет»). Известно, что он принадлежал к линии преемственности Кунда-Кунды, а его учителя звали Вардхамана. Считается, что он жил где-то в период между 1257 и 1418 г.

Доступные нам письменные источники говорят, что этот великий учёный пользовался в своё время большим авторитетом: известно, в частности, что первый Деварайя – Раджадхираджа Парамешвара склонял голову перед его стопами.

Делом всей жизни Абхинавы Дхармабхушаны Яти было распространение учения Победителей, однако и в его литературном творчестве в полной мере проявились необыкновенная проницательность, сила логики и мудрость этого учёного. К сожалению, до наших дней дошло лишь одно из его произведений: «Светоч логики» («Ньяя-дипика»), по праву занимающее особое место в системе джайнской логики. Сама по себе эта работа напоминает конспект, однако построена она с высшей степенью изящества и ясности. Она представляет собой последовательное изложение джайнской теории познания, включая сюда и систему точек зрения (найя). В отличие от большинства текстов по логике, язык коих глубок и весьма труден для понимания, настоящая работа написана на естественном и доступном пониманию санскрите.

Определения истинные и ложные.

Учитель: Весьма важную роль в познании любого предмета имеют определения, поскольку без точного знания таковых распознавание качеств предмета и отделение истины от лжи становятся невозможными. В свою очередь, без окончательного установления природы объекта, становится невозможным его объяснение, а если и предпринимаются попытки такового, то что бы ни говорилось в этой связи – всё будет элементарным заблуждением. Именно поэтому для глубокого анализа природы любого объекта столь важно предварительное ознакомление с его определениями.
Ученик: Совершенно верно: определения знать необходимо. Однако что вы называете определениями? Объясните это в первую очередь.
Учитель: Хороший вопрос. Точное значение термина «определение» знать совершенно необходимо, поскольку если таковое неизвестно, то нам вряд ли удастся установить истинные характеристики подразумеваемого предмета.

Итак, определением называется тот атрибут объекта познания, который даёт основания для проведения различий между ним и другими смешанными предметами.

Как говорит Акаланка в Раджавартике:

«Определением называется то, что даёт основания для отделения одного объекта от комбинации смешанных друг с другом объектов».

Ученик: Так, а что такое определяемое?
Учитель: То, что определяется, называется определяемым. К примеру, говорится, что характеристикой дживы является сознание (четана): в данном случае «джива» – определяемое, а «сознание» – определение. То, что распознаётся на основе определения, называется определяемым.

Определения бывают двух видов: внутренними (атмабхута) и внешними (анатмабхута).

Характеристика, присущая (букв. «смешанная») природе объекта, называется внутренним определением. Пример: тепло огня. Тепло, являющееся природой огня, отличает его от воды и прочих предметов, следовательно, это – его внутреннее определение. Характеристика, не присущая (букв. «несмешанная») природе объекта, отличная от него, называется внешней. Пример: палка человека, приводящего в исполнение наказание. Хотя палка сама по себе и отлична от данного человека, но в силу того, что именно таковая и отличает его от всех прочих, она называется внешней характеристикой.

В Раджавартике указанные характеристики объясняются кратко: «Теплота огня – внутреннее определение, палка Девадатты – внешнее определение».
Истинным определением считается лишь внутреннее, поскольку таковое представляет собой собственную природу объекта и, сверх того, познание этого объекта во всех трёх временах возможно лишь благодаря такого рода характеристикам. Внешнее определение даётся с точки зрения той или иной связи такового с предметом, т.е. его цель заключается в распознавании отличий данного предмета от всех прочих, имеющих место в текущий момент времени. Таким образом, в том, что касается установления собственной природы объектов познания, существующей во всех трёх временах, то для этой цели годится лишь внутреннее определение: в частности, это относится к области познания атма-таттвы.

Определения истинные и ложные
 Статья / Религия / Другие религии / Определения истинные и ложные
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:02:25

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...