all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина

Космология


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:02:24
Космология


(Нет голосов)
414 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Космология



Взаимодействия традиционных китайских космологий и буддийских представлений о мире


Говоря о взаимодействии между традиционной китайской космологией и буддийскими представлениями о мире, необходимо отметить, что вся буддийская космология основана на важнейших доктринальных положениях буддизма – доктринах сансары и кармы. Мир в буддийской космологии обусловлен кармической активностью живых существ. Это мир бесконечных рождений, смертей и новых рождений, характеризуемый страданием и непостоянством. Буддийская религиозная философия дает возможность выхода из этого круга страданий, путем достижения освобождения – нирваны.

С другой стороны, необходимо отметить психологизм буддизма. Определение мира как форм существования живых существ вместе с миром-вместилищем указывает на психоцентричность этого космоса, создающегося кармой живых существ и рассматривающегося только в соотнесенности с ними. Таким образом, три мира буддизма со всеми его местопребываниями есть соответствующие уровни состояний сознания живых существ.

Совершенно иной тип представлений о мире характерен для традиционной китайской космологии.

Как отмечает Е.А.Торчинов, “во-первых, чувственный космос выступает и в конфуцианстве и в даосизме в качестве единственной реальности, которая не сопоставляется с какой-либо иной формой бытия. Традиционные китайские учения не знали никаких аналогов буддийских доктрин сансары и кармы и поэтому не создали концепции религиозного освобождения, реализуемого вне космоса. Все божества и прочие сверхъестественные существа помещены китайской традицией в пространство между Небом и Землей или на Небо.

В целом мир по китайским представлениям делится на две части: это лишенный оформленной телесности мир “отсутствия” (кит. – у), и мир наличного бытия “десяти тысяч вещей” (кит. – ваньу или ю). Высшее состояние в религиях Китая воспринималось как достижение полного единения с космическими началами, достижение состояния гармонии, “единотелесности”.

Во-вторых, в отличие от буддийского психологизма, в китайской космологии всецело господствовал натурализм. Для традиционной китайской культуры, представление о мире, как результате деятельности существ, было невозможным. Также было невозможным соотнесение различных уровней космоса с состояниями сознания.

В-третьих, добуддийская китайская культура не знала представлений о множественности космических циклов и множественности миров”.

Также необходимо отметить вопрос об усвоении доктрины сансары в традиционной китайской культуре. Так, характеристика сансары прямо противоположна характеристикам космоса в китайской культуре. Однако, несмотря на противоположность характеристик, идея сансары оказалась приемлемой для китайской культуры, но не как способ для достижения нирваны, а как своеобразный вариант китайского представления о всеобщности перемен и изменений.

Из-за того, что в традиционной китайской культуре не было развитых представлений о сохранении духовного начала после смерти тела, учение о карме и сансаре было воспринято как надежда на вечное продолжение индивидуального существования в различных формах, при этом, - существования физического, что соответствовало даосским установкам.

В написанных в Китае буддийских сочинениях идея страдания как важного, главного свойства всякого существования, не нашла особого развития. Это одна из причин предпочтения китайскими буддистами течения Махаяны с ее идеалом просветления (бодхи), нежели течения Хинаяны с ее идеалом нирваны.

При всем несходстве космологий китайской традиции и буддизма определенные параллели между двумя типами представлений провести можно. Для этого необходимо обратиться к трактату китайского мыслителя 9 века – Цзун-ми (780-841) “О началах человека” (кит. – Юань жэнь лунь). Цель рассмотрения Цзун-ми даосизма и установление соответствий между даосской и буддийской космологией — указать на достаточно низкий статус даосского учения. По его мнению, причина этого в том, что даосизм не выходит за пределы знания только о сансаре и ограничивается представлением только об одной кальпе (мировом периоде), а не о бесчисленном числе повторяющихся мировых циклов, как у буддистов (позднее в даосизм было включено учение буддизма о множественности мировых циклов) .

И, как утверждает Цзун-ми, это свидетельствует только о том, что даже самое ничтожное из ничтожных учений буддийского Закона – доктрина Малой Колесницы (Хинаяна) превосходит глубочайшие из глубочайших рассуждения “внешних” для буддизма учений.

Космология
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:02:24

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...