all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина

Джива таттва


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:02:24
Джива таттва


(Нет голосов)
292 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Джива таттва



Индуизм. Джива таттва


В джайнизме джива и душа описываются более-менее синонимично. Если речь идёт о духовном или психическом состоянии, то к нему ссылаются как к душе, а когда затрагивается и физическая структура, то употребляется слово «джива».

Джива – это то, что растёт, разлагается, изменяется в своих состояниях, ест, спит, бодрствует, действует, испытывает страх, пребывает в покое, обладает знанием и восприятием, защищается и занимается воспроизводством. Эти и многие другие качества дживы вполне очевидны в физическом теле в то время, когда душа находится в нём, но как только она уходит, все они исчезают. Все эти качества – внешние черты, тогда как основным внутренним свойством дживы является сознание (четана). Это также проясняет тот факт, что тело и душа – разные сущности.

Поскольку душа обладает способностью к видоизменению, она пронизывает всё занимаемое ею тело. Например, одна и та же душа может занимать тело муравья и слона. Эти тела остаются живыми, пока душа пребывает в них. Живое тело или, скорее, тело с душой, описывается здесь как джива.

Дживы подразделяются на две группы:

1. Освобождённые, или сиддха дживы.

2. Неосвобождённые, или сансари дживы.

Освобождённые души избавились от какой бы то ни было кармы и, следовательно, более не могут оставаться в цикле рождения и смерти. Они не находятся среди нас, но пребывают в высочайшей части вселенной, называемой Сиддхашила. Они бесформенны, обладают совершенными знанием и восприятием, а также неограниченной энергией и блаженством. Все сиддхи равны, и между ними нет никакой разницы в статусе.

С другой стороны, мирские дживы имеют карму и, вследствие этого, вынуждены непрерывно проходить через цикл рождения и смерти. Они испытывают счастье и страдание и подвержены страстям, которые заставляют душу продолжать своё блуждание в сансаре. За исключением джив арихантов, знание и восприятие мирских душ весьма ограничено.

Джив можно найти на земле, в воде, воздухе и в небе; они разбросаны по всей вселенной. Люди,боги, обитатели ада, животные, рыбы, птицы, насекомые, растения и т.д. – вот самые обычные формы дживы. Джайнские писания, однако, утверждают, что существует 8400000 видов джив. Принадлежность к тому или иному виду определяется по количеству чувств, которыми джива обладает. Всего существует пять чувств: осязание, вкус, обоняние, зрение и слух. Различные виды джив обладают одним или большим числом чувств.

На основе количества чувств и способности к передвижению дживы подразделяются на различные категории.

Так, на основании способности к передвижению дживы подразделяются на две широкие категории:

А. Неподвижные (стхавара джива): те, которые не могут двигаться самостоятельно и имеют лишь одно чувство.

Б. Подвижные (траса джива): те, которые могут двигаться самостоятельно и имеют от двух до пяти чувств.

А. Неподвижные существа (стхавара джива; или существа с одним чувством: экендрия джива).

Дживы, имеющие только одно чувство – осязание, называются экендрия. Они подразделяются на пять видов:

1. Притхивикая, или земные дживы. Внешне неодушевленные формы земной материи в действительности являются живыми существами. Это, например, глина, песок, металл, кораллы и т.д. Они имеют земные тела, потому и называются «притхивикая» (от санскритского слова «притхиви» – «земля»).

2. Апкая, или водные дживы. Различные внешне неодушевлённые состояния воды – также живые существа. Это, например, роса, туман, айсберг, дождь и т.д. Они имеют водяные тела, потому и называются «апкая» (от санскритского «ап» – «вода»).

3. Теджокая, или огненные дживы. Внешне неодушевлённые формы огня – это живые существа. Это, например, пожар в лесу, молния, горячая зола и т.д. Они имеют огненные тела, потому и называются «теджокая» (от санскритского «теджас» – «огонь»).

4. Вайюкая, или воздушные дживы. Это различные внешне неодушевлённые формы воздуха, которые в действительности – живые существа. Это, например, ветер, вихри, циклоны и т.д. Они имеют воздушные тела, потому и называются «вайюкая» (от санскритского «вайю» – «воздух»).

5. Ванаспатикая, или растительные дживы. Всем хорошо известно, что растения растут, размножаются и т.д., поэтому они также признаются живыми существами. Деревья, травы, цветы, листья, семена – всё это примеры растительной жизни. На санскрите растения называются «ванаспати», потому такие существа называются «ванаспатикая джива».

Джива таттва
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:02:24

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...