all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Религия / Другие религии / Джайнизм. Отличительные признаки

Джайнизм. Отличительные признаки


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:02:24
Джайнизм. Отличительные признаки


(Нет голосов)
264 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Джайнизм. Отличительные признаки



Религия. Джайнизм. Отличительные признаки



Несмотря на то, что джайнизм – отдельное учение, на данный момент все религиозно-этические учения Индии тесно переплелись. Джайны приняли некоторые традиции других религий – и наоборот. Сейчас они взаимосвязаны, но философия джайнизма остается обособленной системой.

Насчитывается по меньшей мере восемь признаков, которые отличают джайнизм от ведической религии и индуизма. Они настолько существенны, что не дают возможности считать джайнизм религией индуизма или каким-либо другим его производным.

Джайнизм:

1.Отрицает святость «Вед»;

2.Выступает против того, чтобы главными объектами почитания были боги;

3.Отрицает кровавые жертвоприношения и ряд других элементов индуистского ритуала;

4.Не признает Варн – сословий индуистского общества;

5.Предписывает щадить чужую жизнь;

6.Предписывает отшельничество;

7.Предписывает обнажение во время ритуала;

8.Допускает женщин к монашеству, изучению священных книг.

Особый упор делается на то, что человек может непосредственно общаться с Богом (Абсолютом), заслужить спасение своими делами и мыслями без посредства жреца-брахмана и без многочисленных жертвоприношений.

Существуют элементы, общие всем трем религиям – индуизму, буддизму и джайнизму, - а именно: вера в возрождение души, учение о карме (воздаяние по делам, совершенным в первых перерождениях), вера в то, что добрыми делами можно спастись от дальнейших перерождений, и, наконец, вера в периодические появления пророков (или богов), которые укрепляют религию и правду на земле.

Три первых положения связаны с предписанием щадить чужую жизнь, а поэтому не могут быть согласованы с арийскими предписаниями бесчисленных жертвоприношений. Видимо, они заимствованы поздним индуизмом из неведических вероучений, а значит, не могли быть привнесены в джайнизм ариями. Возможно, только последнее из четырех положений явилось вкладом Ариев в реформаторские вероучения, так как это положение напоминает об арийской традиции устного генеалогического родства и возведения своих родов к пророкам-прародителям.

Согласно преданиям джайнов, в древности их религия была распространена по всей Индии, и все они являлись кшатриями. Махавира Джина (основоположник джайнизма в той форме, в которой эта религия дошла до нас) должен был родиться от женщины-брахманки Девананды, но зародыш был перенесен в лоно кшатрийки Трисалы, так как ни о брахманов, ни от членов низших каст Махавира не должен был получить жизнь.

В те далекие времена простой народ говорил на языке пракрити; простые люди (как и любая из женщин) не имели права говорить на санскрите. Санскрит считался сложным языком высокообразованных людей, на нем говорили священники и йоги, на нем были написаны книги. Кто говорил на пракрити – тот был необразован и беден.

Махавира – революционер того времени – говорил на пракрити, простом и понятном языке для всех, и поэтому у него было много последователей.

Самыми революционными новшествами, проповедоваемыми Махавирой, были: неправильно, когда человека принимают по рождению – по рождению все люди равны; лишь в процессе жизни, совершая добрые поступки и ведя себя благопристойно, можно подняться над другими.

Естественно, когда Махавира проповедовал свою точку зрения, то брахманы были, мягко говоря, недовольны, так как в Индии существует строгая иерархия по кастам. Если человек брахман, но совершает злые поступки, то его все равно следует уважать – таковы устои индуизма.

Именно джайны внесли в эту философию концепции, известные под названиями атмавидья и мокшадхарма. В соответствии с первой, духу (атману) отводится место превалирующего начала, и он почитается превыше богов. Вторая предписывает пусть самоусовершенствования, пусть нравственного созревания тем, кто стремится к освобождению – мокше. Обе эти концепции не согласуются с индуистским учением о пути спасения через выполнение ритуальных действий, направленных на умилостивление богов, но они вполне согласуются с основами джайнской (а равно и буддийской) философии.

Джайнизм. Отличительные признаки
 Статья / Религия / Другие религии / Джайнизм. Отличительные признаки
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:02:24

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...