all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Религия / Другие религии / Джайнизм. Махавира

Джайнизм. Махавира


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:02:24
Джайнизм. Махавира


(Нет голосов)
217 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Джайнизм. Махавира



Махавира. Биография


Название джайнизм происходит от слова Джина ( "Победитель ") - прозвища, полученного основателем религии.

Источники. Литература джайнов огромна. Она разделяется на две части в соответствии с двумя джайнскими традициями или "сектами ": Дигамбары ( "одетые небом " (1), то есть "обнаженные ") и Шветамбары ( "одетые в белое "). Канонический свод Шветамбаров, разделенный на шесть частей, состоит из нескольких десятков трактатов, самые древние из которых написаны на пракрите (языке основателя), остальные - на санскрите. Дигамбары особенно отличаются в составлении систематизирующих трактатов (пракараны), самые древние из которых восходят к I в. н.э.

Основателем джайнизма является Махавира ( "Великий Герой "). Он был современником Будды, и его настоящее имя - Вардхамана ( "Процветающий "). Мифическая биография основателя занимает центральное место в традиции шветамбаров. Она была трансформирована в соответствии с индийской парадигмой божественного персонажа (махапуруша). Зачатый в Бихаре в семье брахманов плод якобы был затем перемещен богом Индрой в лоно принцессы Тришала, чтобы ребенок появился на свет в царской семье. О чудесном рождении мать была предупреждена посредством четырнадцати или шестнадцати вещих снов. Юный принц, которому не терпелось покинуть материнское чрево ради совершения подвигов, был воспитан по религиозным заветам Паршвы, получившего в джайнской традиции титул двадцать третьего тиртханкара, что означает "создатель брода (для тех, кто проходит через воды) " - это почти полная аналогия слова понтифик (pontifex- "строитель мостов ").

Сам Махавира представляет собой двадцать четвертого тиртханкара. Подобно Будде, чью биографию Махавира, впрочем, повторяет, основатель, по данным некоторых источников, имел жену и дочь, муж которой будто бы несет главную ответственность за раскол джайнизма. В любом случае, после смерти родителей, в возрасте тридцати лет Вардхамана оставляет свой дом и присоединяется к экцентричным шраманам, практиковавшим самые разнообразные и часто показные формы аскезы. Они ходили обнаженными и исповедовали пять правил, которые впоследствии станут пятью Великими Зароками (махавратами) джайнского монаха: не убивать, не произносить лживых слов, не воровать, не иметь сексуальных сношений и не собирать ценности бренного мира. Более двенадцати лет провел Махавира на тяжком пути аскетизма. Озарение снизошло на него под деревом шала (2), летней ночью, на берегу реки. Он постиг все сущее (обрел Священное Познание - кеваладжняна) в прошлом, настоящем и будущем всех миров. Это состояние, называемое кевалин, полностью соответствует буддийскому понятию архат. Но в джайнизме одно течение исходит из того, что кевалин не зависит от отправлений человеческого тела, а другое утверждает, что это позволяет только возвыситься над нечистотой, связанной с процессом этих отправлений (пищеварение, выделения и т.д.). Обретя Совершенное Знание, Джина стал возвещать истину окружающим и основал сообщество джайнов, в которое входили священники и миряне обоего пола. Согласно традиции, он перешел в "нирвану " в возрасте семидесяти двух лет (мистическая нумерология) в 527 г. до н.э. (вероятно, следует предпочесть другую дату - 467 г. до н.э.). Подобно тому, как учение Будды можно резюмировать в формулах Восьмеричного пути, каждая из которых начинается со слова самьяг - ( "правильно "), учение Джайны реализуется в Трех Жемчужинах (Триратна): Правильного Видения (самьягдаршана), Правильного Знания (самьягджняна), Правильного Поведения (самьягчаритра).

В соответствии с легендой Махавира передал управление сообществом одиннадцати ученикам-ганадхарам, главой которых был Гаутама Индрабхути. В 79 г. н.э. сообщество раскололось на сторонников либеральной (шветамбары) и героической консервативной традиции - последовательных нудистов, "одетых небом " (дигамбары). С северо-востока Индии (Магадха, нынешний Бихар) движение распространилось на юг и восток. Пережив некогда период бурного расцвета, сегодняшний джайнизм замкнулся в самом себе - число его адептов, видимо, не превышает трех миллионов человек. Этика, основанная на экономности, обеспечивает успех в торговле и гарантирует общине довольно зажиточное существование. В интеллектуальном отношении джайны всегда играли первостепенную роль в индийской социальной жизни. Они внесли громадный вклад в духовное движение Мохандаса Ганди (3).

Джайнское видение мира (даршана) заключается в Великих Зароках (махавраты) монахов и в Малых Зароках (анувраты) мирян: ахимса (запрет на причинение вреда), сатья (честность), астейя (порядочность), брахма (воздержание: здесь - отказ от незаконных сексуальных сношений), апариграха (отказ от накопления богатств).

Джайнизм. Махавира
 Статья / Религия / Другие религии / Джайнизм. Махавира
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:02:24

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...