all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина

Берегиня


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:02:23
Берегиня


(Нет голосов)
454 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Берегиня



Религия. Славянская мифология. Берегиня


Берегини (Берегыни) - мифические существа, которые упоминаются в древнерусских историко-литературных памятниках.

Живут они по берегам рек, они оберегают людей от злых духов, предсказывают будущее, а также спасают маленьких детей, оставшихся без присмотра и упавших в воду.

Берегини-бродницы часто указывали путникам, где расположен брод. Однако, ныне нужно опасаться и этих добрых духов, ибо многие из них стали злыми лобастами, когда люди забыли о Русалиях и перестали следить за чистотой вод. А коли озеро, либо старое русло реки становилось болотом - все водные жители либо переселялись в живые реки и озёра, либо становились болотниками и болотницами.

Этимологически название "Берегиня" сближается с именем Бога Перуна и со старославянским (холм, поросший лесом), но вероятно смешение со словом "берег" (с чем связано и употребление названия берегинь по отношению к изображениям русалок в русской домовой резьбе). Культ Берегинь объединялся с культом Богини Мокоши и упырей в христианских поучениях против язычества.

Вера в берегинь ("живущих на берегу", "оберегающих") была, по-видимому, достаточно распространена в Древней Руси. Об этом неоднократно (и конечно, с осуждением) говорится в различных сочинениях отцов церкви: «Одна из вставок в "Слово о том, како первое погани кланялись идолам" приписывает восточным славянам веру в берегынь. В слове, носящем сходное заглавие, но обозначенном именем Иоанна Златоуста, говорится: и начаша жрети... упирем и берегыням... - и далее: и рекам, и источникам, и берегыням» (Кагаров, 1913 год). Е.В. Аничков считал "требы упырям и берегыням" "ядром древнерусских верований" (Аничков, 1914 год). Судить о том, что представляли собой берегини, по достаточно отрывочным свидетельствам трудно. Часть исследователей видит в них "предшественниц" русалок и отождествляет их с русалками. Действительно, берегини определённо связаны с водой: им, по видимому, подвластны и некоторые существенные стороны жизни людей. Поэтому предположение о связи берегинь и русалок небезосновательно.

Одна из наиболее оригинальных трактовок образа берегини принадлежит Д.К. Зеленину: "Поскольку русалки часто появляются на берегах рек, постольку название берегинь было к ним приложимо. Но в народных говорах название это неизвестно. Судя же по контексту речи, под "берегинями" в слове (т.е. в двух древнерусских поучениях, известных по рукописям XIV - XV веков) разумеются скорее не русалки, а весьма близкие к русалкам сёстры - лихорадки: "Оупирем и берегыням, их же нарицают тридевять сестриниц" (Слово св. Иоанна Златоустого). "И берегеням, их же нарицают семь сестрениц" (Слово св. Григория). В числе семи и тридцати сестёр представляются русскому народу весьма близкие по всему к русалкам лихорадки, коим приносят жертвы в реку" (Зеленин, 1916 год).

Согласно народным верованиям, вода - традиционное местообитание не только лихорадок, но и многих болезней. Поэтому, следуя логике Д.К. Зеленина, можно допустить, что связанные с водой берегини были не столько "непосредственными прообразами" сестёр-лихорадок, сколько наделялись властью над болезнями (возможно были и персонификацией болезней)
Берегиня
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:02:23

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...