all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина

Аспид


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:02:22
Аспид


(Нет голосов)
668 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Аспид



Религия. Славянская мифология. Аспид


Аспид (Аспида, Аспик) - это чудовищный крылатый змей, который имеет птичий нос и два хобота, крылья у него пестры и горят-переливаются, словно самоцветные камни. По некоторым сказаниям, впрочем, монстр непроглядно чёрен; отсюда и выражение "аспидно-чёрный цвет". В какие края повадится повадится летать Аспид, те места опустошит. Живёт он в каменных горах, а по другим сказаниям - на мрачном, суровом, лесистом севере, и на землю никогда не садится: только на камень. Его невозможно убить стрелой, можно только сжечь огнём.

Аспид напоминает и Змея Горыныча из русских сказок, и Василиска - чудовищного змия, убивающего одним взглядом, и Ехидну - деву змееголовую, которая, по античному преданию, родила от Геракла Артоксая, Липоксая и Колоксая - трёх родоначальников скифских племён, а значит, отчасти и прапредков славян.

"Раб Божий Фёдор вошёл в жилище змея и там нашёл свою мать, убранную как дева и украшенную золотом и серебром. Двенадцать больших змей обвили её, а перед ней была мерзкая змея аспида" (Житие Фёдора Тирона).

Упоминания об аспидах, "пёстрых змеях", "баснословных змеях-аспиках" встречаем в старинных азбуковниках и заговорах «Аспид есть змея крылатая, нос имеет птичий и два хобота, а в коей земле вчинится, ту землю пусту учинит».

Одно из наиболее подробных описаний Аспиды приведено М. Забылиным: «На мрачном, суровом, лесистом севере, народная фантазия помещала змею Аспиду (...); эта змея, по народному мнению, жила в печерских горах, не садилась на землю и на камень». Заговорить, уничтожить разрушающую всё вокруг себя Аспиду могли, по поверьям, колдуны, "знахари обаянники" (по описаниям они, судя по всему, сходны с заклинателями змей), которые использовали нелюбовь Аспиды к "трубному гласу": "Пришедше же обаянницы, обати ю, и копают ямы, и садятся в ямы с трубами, и покрывают дном железным и замазываются суглинком, и ставят у себя уголие горящее: да разжигают клещи и егда вострубят, тогда она засвищет, яко горы потряситися, и прилете к яме, ухо свое приложит на землю, а другое заткнёт хоботом... Мечущуюся "от трубного гласа" Аспиду знахари обаянники хватали и держали раскалёнными клещами, пока она не погибала" (Забылин, 1880 год).

Некоторые исследователи, такие как Н. Сумцов, считают что змеи-летавцы и упыри народных поверий - существа, сходные с "книжным Аспидом.

Аспида - одно из названий змей в заговорах.

Аспид - не только змея, но и камень. Его описание приводится в "Книге, глаголемой прохладный вертоград" (XVII век):

1. Аспид есть камень многими и различными цветы бывает, а из них лучше и сильнее светлозелёный, чтобы в нём струи червленыя проходили сквозь.

2. Того камени крест кто носит на себе, сохраняет того человека от потопления в воде.

3. Такоже кто его носит на себе в чистоте пребывает; трясавичное биение уймёт и водоточную болезнь изгонит.

4. Тот же камень помещён женам во время рожения их и всякое ночное и стенное нахождение отгоняет и от соблазнства охраняет.

5. Тот же камень утробу кроваву уймёт и у жён лишнее течение менстрово заключает, и разуму острость подаёт, а коли тот камень обделан серебром, тогда силою своею исполнен есть (Флоринский, 1880 год).

Нательный крест из камня Аспида оберегал от лихорадки.

Старинное значение слова "Аспид" - "яшма, пёстрый плитняк", - очень отдалённо, но перекликающееся с уральскими поверьями о змеях-"хозяйках" подземных недр, которые таятся среди камней, - приводит и В.И. Даль в 1880 году.

У крестьян Архангельской губернии Аспид - "ехидный", но опять-таки "связуется с представлением о змее".

В славянских мифах также встречается следующее упоминание об Аспиде:

Как-то раз прошёл по земле славянской страшный слух: летит из мрачных, холодных северных стран крылатая змея Аспид, и нету от неё пощады ни старому, ни малому: кого когтями не укогтит, того клювом склюёт, а кого ядом не отравит, того огнём сожжёт.

Собрались славянские вожди и стали думать, как беду избыть. Решили выставить могучее войско, но волхв-обаянник, которого пригласили на совет, только головой покачал:

- Что огненной змее кожаные или деревянные щиты? Они только против стрел хороши, а гореть будут, как дрова. Нет, тут нужно что-то похитрее придумать. Дайте мне три дня и три ночи, а если не найду решения, принесите меня в жертву Чернобогу. Не иначе, Аспида на нас он наслал, может, умилостивит его моя смерть.

Аспид
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:02:22

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...