all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Религия / Даосизм / Многоликость Даосизма

Многоликость Даосизма


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:02:18
Многоликость Даосизма


(Нет голосов)
511 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Многоликость Даосизма



Про Даосизм



Необходимо отметить многоликость даосизма. Есть так называемый “народный” даосизм, связанный с народными верованиями, культами и суевериями. Есть “религиозный”, для которого характерно наличие ортодоксального духовенства, либо сектантской структуры тайного общества. Есть мистический даосизм отшельников, вдали от мирской суеты ищущих бессмертия. Особое место занимает “философский” даосизм, представленный знаменитыми трактатами мудрецов Лао-цзы, Чжуан-цзы и других. Есть “имперский”, адаптированный к государственной идеологии. Можно говорить также о неком “протонаучном” даосизме, сутью которого были исследования законов природы и внедрение полученных знаний в медицинскую, астрономическую, математическую, производственную и т.д. практику. Однако, несмотря на столь разные формы, которые может принимать учение о Дао, им свойственна общность терминологического аппарата и основных постулатов.

Целостная система взглядов даосизма на природу и общество отражена уже в таких ранних трактатах, как “Дао-дэ цзин” (Канон о Дао и Дэ), приписываемом легендарному мудрецу Лао-цзы, “Чжуан-цзы” (IV-III вв до н.э.), “Ле-цзы” (ок. IV-III вв до н.э.), “Хуайнань-цзы” (II в до н.э.) и др. Одним из основополагающих трудов для теоретического фундамента даосизма, особенно в плане нумерологии и гадательной практики можно назвать древнейший трактат “И-цзин” (Канон перемен) (ок. VIII вв до н.э.). Комбинации из “восьми триграмм” (ба гуа), шестидесяти четырех гексаграмм, знаков шестидесятиричного цикла легли в основу китайской протобиоритмологии и традиционного календаря.

Последние исследования и археологические находки свидетельствуют о том, что территорией, на которой возникли и распространялись первые даосские воззрения, являлись “срединные” царства Чжоу, а также царства Ци, Янь, Сун и Чу (где особенно четко прослеживается бытование древнейших мифологических, культовых и магических представлений, трансформированных в даосизме). Этнический состав проживавших там народов был неоднороден и сейчас с трудом поддается определению. Однако именно духовное творчество этих этносов и породило в процессе синкретического слияния идейный фундамент даосского учения, которое в память о далеких предках стало обобщенно именоваться учением Хуан-Лао (легендарно-мифологических мудрецов древности Хуан-ди и Лао-цзы).

Философские воззрения

Главная категория даосизма Дао – своего рода закон спонтанного бытия Космоса, всеобщий закон природы, начало, порождающее мир форм. Все сущее произошло от Дао, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться. Дао не только первопричина, но и конечная цель, и завершение бытия. Постижение Дао недоступно для органов чувств. Дао через “изначальную энергию”, или “пневму” (юань ци), воплощается во всем сущем как Благая сила жизни и судьбы Дэ (в конфуцианстве чаще выступает как “добродетель”). Задача подвижника – познать Дао, встать на путь “естественности” (цзыжань), под которой имеется в виду “гармония мира” - слияние человека с природой.

Другим важным понятием даосизма выступает “недеяние” (у вэй) – отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естественным миропорядком. Следуя принципу недеяния, мудрый правитель упорядочивает Поднебесную, управляет государством, предотвращает смуту. Даосизм рассматривает все сущее во Вселенной как единое целое, стремится к гармонизации противоречий.

По “Чжуан-цзы”, жизнь и смерть лишь ступени всеобщей метаморфозы. Человек-микрокосм, как и Универсум, вечен: со смертью его физического тела дух растворяется в мировой “пневме”. Бессмертие достигается путем слиянмя с Дао как источником жизни с помощью религиозного созерцания, дыхательного и гимнастического тренинга, сексуальной гигиены, алхимии и т.п.

Отшельники-даосы уединялись на лоне природы и стремились слиться с нею для достижения гармонии. Достижение бессмертия и в минимальном варианте долголетия предусматривало, во-первых, “питание духа”. Человек рассматривается даосами как обиталище многочисленных духов, скопление божественных сил. Этой системе телесных духов соответствовала иерархия небесная. Духи на небе вели счет добрых и плохих дел и определяли срок жизни человека, призывали блюсти заповеди, быть добродетельными. Во-вторых, условием долголетия является “питание тела” - соблюдение строжайшей диеты (идеально для даосских мудрецов – питаться собственной слюной и вдыхать эфир росы) и дыхательная гимнастика, привлекающая в организм животворящий эфир.

Многоликость Даосизма
 Статья / Религия / Даосизм / Многоликость Даосизма
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:02:18

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...