all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Религия / Христианство / Умное делание в православии

Умное делание в православии


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:01:42
Умное делание в православии


(Нет голосов)
290 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Умное делание в православии



Христианство. Умное делание в православии


В православной аскетике, во многом перенявшей опыт её греческой сестры, существуют особые, сакральные приёмы молитводелания, так называемое "умное делание " или "исихазм " (от греч. #942; #963; #965; #967; #943; #945; [hesychia] - покой,- безмолвие, отрешенность) и его составляющая - "умная молитва ". "Умное делание " называют "сердцем православия ", "христианской йогой ", как нам представляется, небезосновательно. Пришественник исихазма, один из видных представителей мистико-аскетического направления в христианстве и ученик Синаита - патриарх Каллист - просветленное состояние которого достигает в молитвенном экстазе молчальник, сравнивал с состоянием, в котором находился Адам до своего грехопадения. Символично, что Равенский Аноним, вслед за Афанасием Александрийским, помещал рай в Индии, на том основании, что в этой земле дуют ветры, приносящие благоуханное дыхание рая. Рай оказывался состоянием, в котором тварное соединялось с Божественным, причем слияние идеального и материального начал происходило не в сущностном плане, а энергийно. Преображенная Фаворским светом плоть испытывала переживания райской благодати одновременно и во плоти, и духовно. Известный мистик и святой VII века преп. Исаак Сирин сказал, что молчание - таинство будущего века. Исихазм открыт Грядущему в вечности и уже в веке сем позволяет приобщиться таинству священнобезмолвия.

Приведём некоторые цитаты, дабы проиллюстрировать это положение.

О Фаворском Свете:
Святитель Григорий, защищая учение о Божественном Фаворском Свете, говорил: "Напыщенные мирской и тщетной мудростью и не внимающие мужам, опытным в духовном учении, когда слышат о Свете, осиявшем Господа на горе Преображения и виденном Апостолами, думают видеть в нем нечто чувственное и сотворенное.., хотя Сам Просиявший Светом на Фаворе ясно показал, что этот Свет не сотворен, назвав его Царством Божиим (Мф. 16, 28)...

Везде присутствует Царь всяческих, и везде - Царство Его, так что пришествие Царства Его не означает перехода его с одного места на другое, но откровение его силой Божественного Духа...

Свет Преображения Господня не рождается и не исчезает и не подлежит чувствовательной способности и, хотя он был созерцаем телесными очами..., но таинники (ученики) Господа на то время перешли от плоти к духу посредством изменения чувств, произведенного в них Духом...

Воссиял тот Неисповедимый Свет и таинственно явлен Апостолам... в то время, когда (Господь) молился; этим показано, что родительницей этого блаженного видения была молитва, что блистание происходило и являлось от соединения ума с Богом, и что оно подается всем тем, которые, при постоянном упражнении в подвигах добродетели и молитвы, устремляют ум свой к Богу. Истинную красоту свойственно созерцать только очищенным умом.

Святой Григорий Палама

Господь же наш Иисус Христос Сам от Себя имел этот Свет. По этой причине Он и не имел нужды в молитве для того, чтобы осиять Божественным Светом Свою плоть, но только показал, откуда этот Свет нисходит на святых Божиих, и каким образом можно созерцать его: ибо написано, что и святые "просветятся, как солнце " (Мф. 13, 43), то есть, всецело проникнутые Божественным Светом узрят Христа... Мы веруем, что Он явил в Преображении не другой какой-либо свет, но только тот, который был сокрыт у Него под завесой плоти; этот же Свет был Свет Божеского естества, поэтому и Несотворенный, Божественный... "

Святой Григорий изложил свои доводы в богословском труде "Триады в защиту святых исихастов " (1338). К 1340 году афонские подвижники с участием святителя составили общий ответ на нападки Варлаама - так называемый "Святогорский томос ".

На Константинопольском Соборе 1341 года в храме Святой Софии произошел спор святителя Григория Паламы с Варлаамом, сосредоточившийся на природе Фаворского Света. 27 мая 1341 года Собор принял положения святителя Григория Паламы о том, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в энергиях, как Фаворский Свет, которые обращены к миру и доступны восприятию, но являются несотворенными.

(Текст приводится по: Минея служебная. Ноябрь. Ч. 1.- Издание Московской Патриархии, 1980, с. 435-437.)

О соединении души с Духом:
"145. Душа соединяется во един дух с Господом, соделывается невестою Духа, сестрою и воспевает хвалу Богу: поим Господеви, славно бо прославимся ".- (Сочинения, поучения, наставления, изъятые из сочинения епископа Игнатия Брянчанинова т.1)
[/hesychia]
Умное делание в православии
 Статья / Религия / Христианство / Умное делание в православии
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:01:42

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...