Статья / Религия / Христианство / Свт. Германъ, патр. Константинопольскій († 740 г.)
Свт. Германъ, патр. Константинопольскій († 740 г.)
Свт. Германъ, патр. Константинопольскій († 740 г.)
Слово на Входъ въ храмъ Пресвятой Богородицы.
Всякое священное торжество, при совершеніи, исполняетъ участвующихъ духовною радостію изъ (небесныхъ) сокровищъ и божественныхъ источниковъ. Но теперь прославляемое п #1123;ніемъ (торжество), вполн #1123; услаждающее души, столько важн #1123;е и св #1123;тл #1123;е вс #1123;хъ, сколько Богоотроковица надъ вс #1123;ми возвышается и начальствуетъ. Каждогодно возвращается это священн #1123;йшее Ея празднственное собраніе, въ которомъ участвующіе должны быть чисты отъ скверны. Итакъ, если угодно вамъ, благосклонно посл #1123;дуйте за мною, украсившись чист #1123;йшими мыслями и св #1123;тл #1123;йшими одеждами. Потечемъ и сорвемъ вождел #1123;нные цв #1123;ты съ самаго луга Богоматери. Обоняемъ доброту Ея, полную благоуханія, какъ-бы изъ листьевъ розы, какъ и Соломонъ прекрасно въ П #1123;сняхъ поетъ: кто сія восходящая отъ пустыни, яко стебло дыма, кадящее смирну и ливанъ, отъ вс #1123;хъ благовоній м #1141;роварца (3, 6)?Гряди отъ Ливана, нев #1123;сто, гряди отъ Ливана (4, 8). Поэтому, побуждая другъ друга, сп #1123;шно соберемся на полезное и спасительное для вс #1123;хъ торжество Богоматери, и, приникнувъ во святилище, увидимъ Отроковицу, достигающую до второй зав #1123;сы, пречистую Марію и Богоматерь, разр #1123;шившую безчадіе неплодія и устранившую благодатію порожденія (Своего, т. е. Христа) т #1123;нь законнаго письмени.
Нын #1123; посвящается законному храму трил #1123;тствующая, одна, бывшая чистымъ и высочайшимъ храмомъ Архіерея и совершителя всего — Господа, и отгнавшая Своимъ сіяніемъ Богосв #1123;тлой славы тьму письмени. Нын #1123; вручается священнику младенецъ, им #1123;ющій принести (въ храмъ) въ сороковой день младенчествовавшаго ради насъ плотію единаго Архіерея Бога, превыше всякаго челов #1123;ческаго понятія, обнимая собственными дланями Необъятнаго. Нын #1123; освящается благословеніями по закону и приносится въ благодарственный даръ нов #1123;йшій и чист #1123;йшій, нич #1123;мъ не запятнанный свитокъ, который будетъ не рукою писанъ, но позлащенъ Духомъ. Нын #1123; Іоакимъ, освободившись поношенія безчадія, явно идетъ по улицамъ, и, величаясь, показываетъ свое дитя и притомъ д #1123;лается исполнителемъ освященія по закону. Нын #1123; и Анна, вознаградивъ продолжительное безчадіе благочадіемъ, воодушевленная безм #1123;рною радостію, возв #1123;щаетъ концамъ (земли) о плод #1123; своемъ, прижимая къ груди пространн #1123;йшую неба. Нын #1123; отверстыя врата божественнаго храма принимаютъ дверь Еммануила, зрящую на востокъ и запечатл #1123;нную. Нын #1123; священная трапеза храма начинаетъ св #1123;тл #1123;ть, чувствуя переходъ къ безкровнымъ жертвамъ, при поклоненіи и сладчайшемъ лобзаніи божественной трапезы небеснаго и душепитательнаго хл #1123;ба. Нын #1123; возлагается на очистилище одна, сд #1123;лавшаяся для смертныхъ, низринутыхъ потоками гр #1123;ховъ, новымъ и Богоподобнымъ очистилищемъ, д #1123;йствительнымъ и нерукотвореннымъ. Нын #1123; им #1123;ющая принять, по освященію отъ Духа, Святаго святыхъ, свят #1123;йше и достославно, съ большимъ освященіемъ, въ незлобивомъ и невинномъ возраст #1123; весьма чудно пом #1123;щается во Святомъ святыхъ, превосходя славою Херувимовъ.
Нын #1123; возбуждаетъ (насъ) къ похвал #1123; Марія, о которой хотя бы кто и неисчетное сказалъ, никогда не приблизился бы и т #1123;мъ мен #1123;е достигъ ц #1123;ли: потому что красота Ея безм #1123;рно превосходитъ всякій языкъ и умъ. Небесная капля, проистекшая отъ Нея, показала величіе Ея наподобіе безпред #1123;льнаго моря. Отсюда богатство Ея сд #1123;лалось, по безпред #1123;льности, непостижимымъ, и ут #1123;шенія Ея — неистощимыми. Поистин #1123; вс #1123; и во всемъ насыщаются; но торжество, сопровождаемое похвалами и п #1123;сноп #1123;ніями въ честь Ея, по причин #1123; пріятности, не насыщаетъ. Поэтому и виды похвалъ, заимствуемые отъ Нея, кажутся неудовлетворительными, и такъ какъ источникъ обиленъ, и отъ почерпанія не только не уменьшается, но по той м #1123;р #1123;, какъ почерпаютъ изъ него, умножается во сто и тысячу разъ бол #1123;е, — почерпающимъ нельзя бояться недостатка. При созерцаніи Ея, таинство преизобилуетъ и, увеличиваясь, превосходитъ не только умы, погруженные въ вещество, но и невещественные. Такова всеблаженная и пречистая Отроковица.
Родители Ея, по исполненіи трехъ л #1123;тъ, приносятъ (Ее) Богу. Тройное число — какъ превосходно, какъ досточтимо и удовлетворительно для всякаго доказательства! Тремя камнями Давидъ повергъ на землю преступнаго Голіа #1139;а (1 Цар. 17, 40); Илія #1138;есвитянинъ располагаетъ (народъ) къ в #1123;р #1123; троякимъ обхожденіемъ (около жертвенника), когда надъ небеснымъ огнемъ, горящимъ въ вод #1123;, показывается пламя (3 Цар. 18, 34); Іона, столько же дней носимый въ н #1123;драхъ плавающаго зв #1123;ря, служитъ образомъ Бога, управляющаго великимъ китомъ (Іон. 2, 1); таковы числомъ были отроки, благодушно ходившіе въ огненной печи, напоенные небесною росою (Дан. 3, 23-24). По прошествіи трехъ періодовъ по десяти л #1123;тъ, Іисусъ, Господь мой, очищаетъ меня отъ скверны преступленія (Лук. 3, 21-23); а также по прошествіи еще изв #1123;стнаго времени, врачуетъ всякую бол #1123;знь и всякій недугъ. Онъ восходитъ на гору, чтобы столькимъ же по числу ученикамъ, въ великой тайн #1123;, показать явленіе Своей славы (Мат #1139;. 17, 1). На третій день Онъ возставляетъ отъ ада души, отъ в #1123;ка содержавшіяся во мрак #1123;. И что еще? Смотри число три и въ самомъ главномъ. Божество, сотворившее и совершившее все, благоволило прославиться какъ-бы въ совершенномъ числ #1123; въ трехъ святыняхъ, трехъ свойствахъ, трехъ #1141;постасяхъ или, что тоже, трехъ лицахъ, при единосущіи, въ единеніи, чуждомъ слитія или см #1123;шенія, и какъ говоритъ великій въ божественныхъ предметахъ и искусн #1123;йшій въ богословіи Григорій, нельзя ни безчестить Его, отнимая (что либо), ни измышлять сверхъ (показаннаго) числа многоначаліе.
Итакъ, поелику Единъ изъ самой пресвятой и в #1123;чной Троицы, по благоволенію Отца, самопроизвольно, ос #1123;неніемъ всесвятаго Духа, благоизволилъ вселиться во чрев #1123; этой Д #1123;вы-Матери Отроковицы: то нужно было, чтобы и Она, украшенная славою того же числа, была св #1123;тл #1123;йше посвящена; Она вводится въ храмъ трехъ л #1123;тъ, по непреложному и изв #1123;стному устроенію Творца Ея и Сына.
Когда была воскормлена (млекомъ) питательница нашей жизни: родители Ея исполняютъ данный об #1123;тъ. Созвавъ, говорятъ, сос #1123;днихъ и окрестныхъ д #1123;вицъ, они устроили такъ, что д #1123;вицы со св #1123;чами шли впереди, а (Отроковица) сл #1123;довала позади, для того, чтобы увеселяемая горящими св #1123;чами, Она продолжала путь не оглядываясь назадъ.
Отдавая все свое Богу, (н #1123;когда) неплодная и безд #1123;тная Анна, громкимъ голосомъ ясно взывала: пріидите, сорадуйтесь мн #1123; вс #1123;, кто присутствовалъ при моемъ разр #1123;шеніи, особенно теперь, когда я приношу Господу Богол #1123;пный и освященный даръ изъ моихъ н #1123;дръ. Пріидите, начальники ликовъ, съ ликами и д #1123;вами тимпанницами, радостно воспойте новую п #1123;снь, не подъ предводительствомъ Маріамы (сестры) Моисеевой, но подъ руководствомъ Рожденной мною. Пріидите и вы, ближніе и дальніе, и когда я, благочадствуя и проникнутая искренн #1123;йшею благодарностію, отдаю святилищу плодъ моихъ бол #1123;зней, всерадостно воскликните Боговдохновенные гимны. И вы сонмъ Пророковъ, избранное собраніе, устройте п #1123;снь изъ славныхъ похвалъ, внушенныхъ вамъ Духомъ Божіимъ, потому что гд #1123; раздается звукъ пророческаго слова, тамъ теряетъ силу всякое сопротивное злор #1123;чіе.
Ты — Праотецъ и Богоотецъ Давидъ, пріятно потрясая музыкальнымъ орудіемъ, издай благогласн #1123;йшій звукъ на струнахъ Духа Боговдохновенными своими устами, ясно изображая сонмъ отроковицъ, какъ приведутся Царю д #1123;вы въ сл #1123;дъ Ея, искреннія Ея приведутся (Псал. 44, 15). Вотъ составляется сонмъ отроковицъ на улицахъ и ведется въ священное жилище въ храм #1123; святомъ, съ царскою славою, въ веселіи и радости, (Дщерь) Царева, исполняющая прореченіе твое, которую ты самъ назвалъ дочерью, — Она мое дитя. Вся слава Дщере Царевы внутрь; рясны златыми (Псал. 44, 14) облечена чистымъ и непорочнымъ д #1123;вствомъ и украшена несравненною красотою. Пріиди и ты также, потомокъ Давида, и возгласи: кто сія проницающая аки утро, добра яко луна, избранна яко солнце (П #1123;сн. 6, 9)? Что украсишася стопы твоя (7, 1), Ты, им #1123;ющая облечься въ солнце и устроить новое подъ солнцемъ зр #1123;лище.
И ты, громогласный Іезекіиль, держащій Богоданный свитокъ животворящаго Духа, возгласи хвалу запечатл #1123;нной двери, обращенной къ востоку и проходимой для Бога! А также и другой кто изъ священноизбраннаго чина и весь остальной ликъ прозорливцевъ, возвысьте голосъ, видя приближающееся исполненіе предсказаній. Что же? И вы, праотцы, разр #1123;шаемые отъ клятвы и опять получающіе жилище сладости, изъ котораго извергли себя, — ужели вы не воспоете Виновницу спасенія приличными, величайшими похвалами? Не вамъ ли особенно и надобно взывать, а съ вами радоваться мн #1123; и всей твари?
Мудрая Анна такими мыслями, какъ и сл #1123;довало, приспособляя себя къ происходящему, съ сладчайшимъ супругомъ ведя рожденную ими, въ предшествіи д #1123;въ, несущихъ св #1123;чи, достигаетъ храма. Двери (его) отверзаются, принимая умную дверь Еммануила Бога, и порогъ освящается вхожденіемъ Маріи. Домъ (Божій) весело осв #1123;щается лампадами, но еще св #1123;тл #1123;е сіяетъ блистаніемъ этой одной лампады: благол #1123;піе Ея красуется при Ея вход #1123;. Одежды роговъ жертвенника покрываются багряницею отъ пурпуровой и д #1123;вственной одежды Ея. Захарія радуется, удостоившись принять Богоматерь: веселится Іоакимъ, совершеніемъ приношенія свид #1123;тельствуя объ исполненіи пророчествъ; торжествуетъ Анна при освященіи своей дочери; ликуютъ прародители, изб #1123;гая осужденія; ут #1123;шаются Пророки, и съ ними радостно движется всякій возрастъ, украшенный благодатію.
Такимъ образомъ Богоотроковица вводится и становится у роговъ (жертвенника), между родителями молящимися и священникомъ, им #1123;ющимъ благословить (Ее). Опять родители взываютъ къ священнику: пріими им #1123;ющую принять невещественный и необъятный огонь; пріими будущее вм #1123;стилище Сына и Слова Отца и единаго Бога; пріими отъявшую отъ насъ поношеніе безчадія и неплодство; приведи къ жертвеннику Ту, которая вселяетъ насъ въ прежнюю область рая: держи Ту, которая Своимъ рожденіемъ (т. е. Христомъ) укротитъ страшную для насъ силу смерти и господство ада; обними Ту, которая прикроетъ нашу природу, обнаженную въ Едем #1123;; возьми рукою Ту, которая повіетъ пеленами удерживающаго нашу неудержимо, бурно и гордо простертую руку; принеси Богу принесшую насъ, въ которой сокрыто исполненіе надеждъ нашихъ.
Воззри, Господи, воззри; возьми Ту, которую далъ; пріими Ту, которую даровалъ; пріими данную намъ для разр #1123;шенія неплодства; чрезъ Нее Ты отъялъ безчадіе закона и искупилъ насъ отъ продолжительнаго и тягчайшаго б #1123;дствія. Пріими Ту, которая прекрасно управляетъ нами, которую предъизбралъ, предопред #1123;лилъ и освятилъ; привлеки преданную Теб #1123; и прельщенную благоуханіемъ Твоимъ, Ту, которую Ты избралъ между нами недостойными, какъ кринъ (лилію) среди тернія; обними Ее, приносимую Теб #1123; съ радостнымъ духомъ. Вотъ мы Теб #1123; вручаемъ Ее и предаемъ себя.
Такова согласная р #1123;чь праведныхъ; таково единодушіе боголюбезнаго супружества; таково единство д #1123;йствія Богоотцевъ. Поэтому Захарія, принявъ Отроковицу, какъ и сл #1123;довало, прежде всего говоритъ родителямъ: виновники нашего спасенія, что вамъ сказать? какъ васъ назвать? Ужасаюсь, видя, какой вы приносите плодъ: онъ чистотою своею привлекаетъ Бога къ обитанію въ себ #1123;. Никогда не было и не будетъ другой, сіяющей такою красотою. Вы явились двумя разд #1123;ляющимися р #1123;ками, исходящими изъ рая, принося лампаду, дражайшую золота и ц #1123;нныхъ камней, просв #1123;щающую всю землю красотою непорочнаго д #1123;вства Ея и усладительнымъ блистаніемъ. Вы какъ-бы св #1123;тл #1123;йшія зв #1123;зды, утвержденныя на тверди: вы оба ясно осв #1123;щаете мрачную тьму темной буквы и закона, даннаго среди бури; мудро и непреткновенно путеводите в #1123;рующихъ во Христа къ новой благодати новаго св #1123;та. Вы — св #1123;тл #1123;йшіе роги умнаго храма Новаго Зав #1123;та, въ н #1123;драхъ своихъ им #1123;ющіе разумн #1123;йшій, освященный и божественный жертвенникъ священной жертвы. Еще бол #1123;е: вы, въ воспитаніи (Отроковицы), уподобились Херувимамъ, таинственно ос #1123;няющимъ очистилище Вождя міра и Первосвященника. Вы — выше золота, устроеннаго въ древнее время для покрытія ковчега; потому что укрывали разумный и Божественный кивотъ Новаго Зав #1123;та, (содержавшій) подписавшаго намъ на крест #1123; оставленіе. Ваша радость — всемірная радость; ваша слава — общее веселіе. Блаженны вы, родители такой Отроковицы! Благословенны вы, принесшіе Господу такой благословенный даръ! Блаженны сосцы, которыми Она воспитана, и чрево, въ которомъ была носима! Пріиди и Ты, дитя, высшее неба. Пріиди, по виду младенецъ, но на самомъ д #1123;л #1123; — Божіе орудіе. Пріиди и лучше Сама освяти преддверіе святилища; сказать коротко: не Ты очистись и освятись въ немъ, по обильно Сама освяти его. Приникни въ сокровенный и страшный чертогъ Ты, неприступное и неизсл #1123;димое сокровище. Войди въ преддверіе алтаря, сокрушающая врата смерти. Воззри на зав #1123;су, сіяніемъ Своимъ просв #1123;щающая осл #1123;пленныхъ помрачающимъ вкушеніемъ. Дай руки мн #1123;, ведущему Тебя, какъ младенца; но возьми и мою руку, старца утомленнаго, и, по склонности къ земному, сп #1123;шнаго въ преступленіи запов #1123;ди, и приведи меня къ жизни. Вотъ я Тебя беру, какъ старческій жезлъ и опору природы, ослабленной паденіемъ; смотрю на Тебя, какъ на будущее укр #1123;пленіе ниспадшихъ до смерти. Приблизься съ благогов #1123;ніемъ къ трапез #1123;, — Ты, о которой въ весьма многихъ образахъ говорится, что будешь разумн #1123;йшею и чистою трапезою. Пройди по окружности всего жертвенника, Ты, издающая какъ-бы благоуханіе #1139;иміама, для обоняющихъ выше м #1141;ра, и прекрасно названная богодвижнымъ и духоноснымъ языкомъ Пророка — кадиломъ. Взойди, взойди на ступени священнаго зданія, Ты, которой дщери Іерусалима, услаждаясь превосходствомъ красоты, соплетаютъ похвалы, и которую ублажаютъ земные цари; божественная ступень и л #1123;ствица, утвержденная Богомъ, показанная весьма ут #1123;шительно великому патріарху Іакову. Возсяди, Вдадычица; потому что пристойно Теб #1123;, Цариц #1123; и прославленной выше вс #1123;хъ царствъ міра, возс #1123;дать на такой высот #1123;. Теб #1123; — престолу, высшему Херувимовъ, подобаетъ въ жилище освященное м #1123;сто. Вотъ предлагаю Теб #1123;, какъ Цариц #1123; вс #1123;хъ, по достоинству, первое с #1123;далище; возстави и Ты низверженныхъ. Почему теперь взываю къ Теб #1123; съ Давидомъ: слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, и забуди люди Твоя и домъ отца Твоего, и возжелаетъ Царь доброты Твоея (Псал 44, 11-12).
Такъ говорилъ старецъ, хотя въ мысли представлялъ еще б #243;льшія похвалы. Между т #1123;мъ родители удалились, а Отроковица, посвященная Богу, осталась. Относительно пропитанія, Ангелы служили Ей со страхомъ, и Д #1123;ва получала отъ невещественныхъ вещественную или невещественную пищу. Такъ совершилось, при сод #1123;йствіи Божіемъ, божественное посвященіе. Младенецъ возрасталъ и укр #1123;плялся, а противная сила клятвы, наложенной на насъ въ Едем #1123;, ослаблялась.
Посл #1123; этого, боголюбезное собраніе, единогласно и сколько есть силы въ нашемъ младенчествующемъ ум #1123;, воззовемъ Д #1123;в #1123;: радуйся! не съ т #1123;мъ, чтобы прославить и безъ того совершенный праздникъ Ея, но чтобы, по возможности, ут #1123;шить нашу слабость: потому что Богу пріятно то, что совершается посильно. Но единая Д #1123;ва и вм #1123;ст #1123; Матерь превосходитъ всякую мысль, и понятно — почему? Какая еще д #1123;ва родила, или родивъ, сохранила неповрежденнымъ д #1123;вство, кром #1123; Тебя единой, неизм #1123;нно для насъ понесшей плотію Бога, всеблаженная Д #1123;ва!
Итакъ, радуйся, нын #1123; вшествіемъ Твоимъ во Святая святыхъ, въ славной и нерукотворенной одежд #1123;, облекшая насъ, обнаженныхъ смертоноснымъ и душевреднымъ вкушеніемъ въ Едем #1123;, багряновидною одеждою, то есть, отъ Бога посланною одеждою отпущенія гр #1123;ховъ, даннаго Богомъ намъ погрязшимъ, Богонев #1123;ста! Радуйся, нын #1123; св #1123;тл #1123;йшимъ и честн #1123;йшимъ вхожденіемъ собирающая весь пророческій сонмъ, восп #1123;вающій Богогласный гимнъ, какъ-бы на доброгласн #1123;йшихъ музыкальныхъ органахъ и кимвалахъ, и духовно ликующій въ веселіи. Радуйся, стопами Своими поправшая лукаваго и ненавистнаго змія діавола, бывшаго для меня страшнымъ вождемъ къ паденію; поврежденное же естество, клонившееся, казалось, къ паденію, съ Собою возведшая опять въ невещественную, святую и нетл #1123;нную храмину. Радуйся, блистаніемъ входа Твоего св #1123;тло возсіявшая день радости и веселія содержимымъ въ с #1123;ни смертной и бездн #1123; слабости, и свид #1123;тельствующая совершеніе разр #1123;шенія мрака Богомъ, им #1123;ющимъ родиться отъ Тебя, всечудная Марія! Радуйся, св #1123;тлое облако, источающее намъ умную божественную росу, — нын #1123; вхожденіемъ во Святая святыхъ возсіявшая всеозаряющее солнце для содержимыхъ въ с #1123;ни смертной; Боготочный источникъ, изъ котораго р #1123;ки Богопознанія, источая ясную и св #1123;тлую воду православія, разгоняютъ множество ересей. Радуйся, пріятн #1123;йшій и разумный рай Божій, нын #1123; насаждаемый, по Его изволенію, вседержительною десницею на восток #1123;, и произращающій для Него благоцв #1123;тный кринъ (лилію) и неувядаемую розу (во врачевство) испивающимъ на запад #1123; вредную, душепагубную горечь смерти; (рай), въ которомъ цв #1123;тетъ дерево жизни въ познаніе истины, и вкушающіе отъ него получаютъ безсмертіе! Радуйся, священный, непорочный и чист #1123;йшій чертогъ Всецаря Бога, облеченный величіемъ Его, пріемлющій и таинственно успокоивающій вс #1123;хъ странныхъ; Ты, утверждающаяся нын #1123; въ дому Господнемъ, то есть, святомъ храм #1123; Его, въ которой нерукотворенный и украшенный чертогъ духовнаго жениха, — въ которой Слово обручило (Себ #1123;) плоть, восхот #1123;въ обратить заблудшее и примирить (съ Отцомъ) удалившихся по своему хот #1123;нію! Радуйся, новый Сіонъ, божественный Іерусалимъ, святый градъ велиикаго Царя, Богъ въ тяжестехъ его знаемь есть (Псал. 47, 3-4), заставляя царей преклоняться предъ славою Твоею и побуждая весь міръ въ веселіи проводить праздникъ входа Твоего; по истин #1123; златовидный и св #1123;тлый, седмисв #1123;щный св #1123;тильникъ, возжигаемый неприступнымъ св #1123;томъ и увлажаемый елеемъ чистоты, возв #1123;щающій восходъ св #1123;та, во мрак #1123; прегр #1123;шеній осл #1123;пленныхъ тьмою. Радуйся, Божія гора тучная (Псал. 67, 16) и пріос #1123;ненная, въ которой разумный Агнецъ воспитавшись понесъ наши гр #1123;хи и бол #1123;зни; изъ которой отд #1123;лившись нерукос #1123;чный камень (Дан. 2, 34) сокрушилъ идольскіе жертвенники, и бысть во главу угла и есть дивенъ во очес #1123;хъ нашихъ (Псал. 117, 22-23). Радуйся, святый Божій престолъ, божественное возношеніе, домъ славы, велел #1123;пное украшеніе, избранное сокровище, всемірное очистилище, инебо, пов #1123;дающее Божію славу (Псал. 18, 2), востокъ, возсіявающій св #1123;тъ незаходимый, отъ края небесе исходъ его и н #1123;сть иже укрыется теплоты его(Псал. 18, 7), то есть управительнаго промышленія. Радуйся, рожденіемъ Своимъ разр #1123;шившая узы неплодства и удалившая поношеніе безчадія, устранившая законную клятву и произрастившая благословеніе благодати; Твоимъ вхожденіемъ во Святая святыхъ исполнившая молитву родителей, положившая основаніе отпущенія нашего и верхъ радости, приводя начало благодати. Радуйся, благодатная Марія, Свят #1123;йшая святыхъ, высшая неба, славн #1123;йшая Херувимовъ, честн #1123;йшая Серафимовъ и досточтим #1123;йшая всей твари; — голубица, славнымъ и св #1123;тлымъ входомъ Твоимъ приносящая намъ елей — Избавителя отъ духовнаго потопа и возв #1123;щающая намъ спасительную пристань; крил #1123; ея посребрен #1123; и междорамія ея въ блещаніи злата (Псал. 67, 14), сіяя св #1123;томъ всесвятаго и просв #1123;тительнаго Духа, — стамна всезлатая, носящая манну — сладчайшее ут #1123;шеніе душъ нашихъ, то есть Христа.
Но, Пречистая, всеп #1123;тая, всечестная жертва Божія, превосходн #1123;йшая вс #1123;хъ твореній, земля невозд #1123;данная, нива неоранная, цв #1123;тущій гроздъ, чаша увеселяющая, источникъ текущій, Д #1123;ва родившая и Матерь неискусомужная, совровище чистоты и украшеніе святыни! Благопріятными и матерними молитвами къ Твоему Сыну, рожденному Тобою безъ Отца, и Богу, вс #1123;хъ Творцу, управь кормила церковнаго благочинія и приведи въ тихую пристань, свободную отъ волнъ ересей и соблазновъ; св #1123;тло облеки священниковъ въ правду и веселіе истинной, непорочной и искренней в #1123;ры; укр #1123;пи въ мир #1123; и благосостояніи скиптры православныхъ правителей, стяжавшихъ въ Теб #1123; в #1123;нецъ, покровъ и безопасное украшеніе своего царства, выше всякаго блеска багряницы и золота, жемчуга или драгоц #1123;нныхъ камней. Повергая къ ногамъ ихъ, покори злые варварскіе народы, изрекающіе хулу на Тебя и Бога (рожденнаго) Тобою. Во время войны споборствуй воинству, всегда опирающемуся на Твою помощь. Послушный народъ утверди въ кроткомъ, благочинномъ повиновеніи, согласно запов #1123;ди Божіей. Твой городъ, им #1123;ющій Тебя, какъ столпъ и утвержденіе, в #1123;нчай поб #1123;дною добычею и, окруживъ силою, храни. Жилище Божіе и благол #1123;піе храма навсегда соблюди. П #1123;вцовъ Твоихъ избави отъ всякаго обстоянія и душевныхъ скорбей. Пл #1123;ннымъ подай избавленіе. Страннымъ, лишеннымъ крова и помощи, покажи ут #1123;шеніе. Всему міру простри на помощь Твою руку, чтабы мы въ радости и веселіи св #1123;тло совершали Твои праздники, вм #1123;ст #1123; съ нын #1123;шнимъ, во Христ #1123; Іисус #1123; Цар #1123; вс #1123;хъ и истинномъ Бог #1123; нашемъ, которому слава и держава, вм #1123;ст #1123; со святымъ и живоначальнымъ Отцомъ и со в #1123;чнымъ, единосущнымъ и сопрестольнымъ Духомъ, нын #1123;, и всегда, и во в #1123;ки в #1123;ковъ. Аминь (Curs. Compl. Patrologiae, edit. Migne, Paris, tom. XCVIII. col. 291-310) Свт. Германъ, патр. Константинопольскій († 740 г.)
|
Статья / Религия / Христианство / Свт. Германъ, патр. Константинопольскій († 740 г.)
|
Назад в раздел
Самые интересные новости:
загрузка...
|