all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Религия / Христианство / Софийский собор

Софийский собор


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:01:41
Софийский собор


(Нет голосов)
345 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Софийский собор



София - имя премудрости



Древнейшие памятники заповедника – Софийский собор и Золотые ворота – возведены в период княжения Ярослава Мудрого. В первой половине XI века он расширяет границы древнего Киева и строит величественный ансамбль каменных зданий. В «Повести временных лет» под 1037 годом об этом сказано так: «Заложи Ярослав город великий Киев, у него же града суть Златыя врата, заложи же и церковь святыя Софья, митрополью, и посемь церковь на Златых вратах камену святыя Богородица благовещенье, посемь святого Георгия монастырь и святыя Орины».
Вот что говорится в Большом Энциклопедическом Словаре: СОФИЯ (греч. sophia – мастерство, знание, мудрость), понятие-мифологема античной и средневековой философии, связанное с представлением о смысловой наполненности и устроенности вещей. В дофилософском употреблении (Гомер) – разумное умение, реализующее себя в целесообразном творчестве; «знание о сущности», о «причинах и источниках» (Аристотель). В иудаизме и христианстве – олицетворенная мудрость бога. Представление о Софии как «премудрости божией» получило особое развитие в Византии и на Руси (главный храм Византии в Константинополе, 6 в.; три главные русские церкви 11 в. посвящены Софии – в Киеве, Новгороде и Полоцке); изображалась в виде ангела. В русской религиозной философии 19-20 вв. учение о Софии развивали В. С. Соловьев, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский.

Первый храм во имя Премудрости Божией был воздвигнут в Константинополе самим Константином. Но освящен он был только при Константанции, в 360 г. Не видно, кто дал имя храму. Сократ, наш древнейший свидетель, выражается неясно: «теперь называемая София». Во всяком случае во времена Сократа этот храм назывался Софией.

Вряд ли можно сомневаться, что воздвигнутый в V в. храм премудрости был посвящен Христу, Воплощенному Слову. У Юстиниана не было поводов изменять посвящение, когда вместо сгоревшего старого храма он воздвиг новый. Во всяком случае, впоследствии в Византии константинопольскую Софию считали храмом Слова. Однако существует общепринятая легенда о построении Юстинианова храма: в ней говорится о явлении Ангела, «стража храма», который клялся именем Софии, – «потому получил храм именование Святая София, что значит: Слово Божие».

По примеру царствующего града Софийские храмы воздвигались во многих местах. И замечательно, почти всегда Софийскими оказываются великие, соборные или митрополичьи церкви. Исключение представляет только Софийская церковь в Иерусалиме. София в Солуни, Никее, в Сердике (или в Софии), в Орхиде, в Трапезунте, в Мистре, в Арте, в Сливене. в Визе... Может быть, и в Корсуни, или Херсонесе. Особо нужно отметить Софийский храм в Беневенте, конца VIII в. В Никосии на Кипре Софийский собор был построен уже в конце XII в. Наконец, нужно назвать Софийские храмы в древней Руси: в Киеве, в Новгороде, в Полоцке... В известном смысле имя «Софии» становится нарицательным для обозначения «великих» или главных церквей. Часто Софийские храмы воздвигались скорее по национальным или политическим, нежели по собственно религиозным мотивам, – в свидетельство национальной независимости. При этом не изменялось богословское понимание имени: вплоть до XV в. под именем премудрости разумели в Византии Христа. С таким же пониманием мы встречаемся и у западных авторов, часто оставляющих без перевода греческое имя: Sophia.

В русских Софийских храмах издавна престольный праздник совершается в Богородичные дни: в Киеве в день Рождества Богородицы, в Новгороде в день Успения.

Может показаться немного странным, что концепция Софии обсуждалась (и обсуждается) в нашем столетии как что-то новое. Ведь и в русской, и в украинской православной иконографии «софиологические» темы и мотивы присутствовали на протяжении веков. Каково же значение и происхождение этих мотивов?

Основным источником их были книги «премудрости» Ветхого Завета. Духовный опыт библейской веры привел к тенденции заменять Божие имя определенными словами, такими как Его Слава, Его Сила (Лк. 22, 69) и т.п. Особое место среди этих имен принадлежит «Премудрости», или Софии. Характер этой Премудрости раскрывается в 8-й главе Книги Притч: «имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони. Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: тогда я была при Нем художницею, и была радостию всякий день, веселясь пред лицем Его во все время, веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими».

Что касается Нового Завета, то «Божия Премудрость» упоминается в Первом Послании к Коринфянам (1, 24). Правда, критики «софиологической» концепции находят этот текст кажется решающим: «Божия Премудрость», считают они, есть просто одно из имен Христа – и ничего более. Так что это было не простое воссоздание языческих мифологий и гностических ересей, а скорее внутренняя потребность христианства в том, чтобы символическая фигура Софии представлялась интимно связанной не только с Христом воплощенным, а и с личностным орудием Его Воплощения – с Богородицей.

Софийский собор
 Статья / Религия / Христианство / Софийский собор
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:01:41

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...