all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина

Пятикнижие


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:01:40
Пятикнижие


(Нет голосов)
491 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Пятикнижие



Христианство. Пятикнижие



*Бытие*

Рассказав о том, как бог в течение шести дней сотворил из ничего небо и землю, населил землю растениями и животными, создал из «праха земного» человека Адама и из ребра его — первую женщину Еву и как потом он отдыхал от своих шестидневных трудов, Библия сообщает о первом договоре, заключенном богом с созданными им людьми. Он предоставил им райскую жизнь и требовал взамен того, чтобы они не ели плодов с «древа познания добра и зла».

Первый же опыт договора бога с людьми оказался неудачным. Почему-то в раю вместе с ними оказался некий змей, который уговорил Еву нарушить божий запрет и съесть запрещенное яблоко. Ева уговорила сделать то же Адама — и грехопадение свершилось. По смыслу библейского рассказа, это было большим ударом для бога и вызвало его сильный гнев против созданных им людей. Он проклял их, изгнал из рая и осудил: Адам должен был трудиться весь век в поте лица своего, а Ева — в муках рожать детей.

Не только в свете разума, но и с точки зрения самой религии все это кажется весьма странным. Всеведущий бог, каким изображает его богословие, должен был заранее знать, что Адам и Ева согрешат. Будучи всемогущим, он мог бы сделать так, чтобы они не поддавались ни на какие уловки змея, сатаны или кого бы то ни было; но почему-то бог создал людей слабыми и падкими на соблазн! Заранее зная, что это плохо кончится, он поместил вместе с ними в раю и змея-провокатора… Так же невозможно понять смысл запрещения есть яблоки с определенного дерева и смысл того страшного гнева, который был вызван нарушением этого по существу маловажного запрещения.

В общем, эта легенда выглядит очень наивно. Тем не менее, она играет большую роль во всем религиозном учении иудаизма и в особенности христианства. Поэтому мы и остановились на ней так подробно; в дальнейшем нам еще придется вернутся к ней.

Потомство Адама и Евы вело себя, как повествует далее книга Бытия, еще хуже своих прародителей. Каин убил Авеля и был за это изгнан. А потом люди так распустились, что с ними вообще сладу не стало. Дошло до того, что бог признал сотворение человека своей грубой ошибкой, требующей исправления. «И раскаялся господь, — говорится в Бытии, — что создал человека на земле, и восскорбел в сердце своем. И сказал господь: истреблю с лица земли человеков, которых я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю: ибо я раскаялся, что создал их» (Быт.6:6, 7). Бог решил устроить всемирный потоп и утопить всех людей, кроме Ноя, о праведных делах которого в Ветхом Завете ничего не рассказано, но который аттестуется там, как праведник.

Из рассказа о потопе следует вывод, что уцелевшие после потопа люди и их потомки больше уже не будут грешить. Иначе, какой смысл имела такая расправа с человечеством? Составители Ветхого Завета примерно так и изображают дело. Больше того, они создают впечатление, что и бог надеялся в дальнейшем на хорошее поведение людей. Во всяком случае, когда после потопа Ной принес богу в знак благодарности жертву, то, «обоняя приятное благоухание» этой жертвы, «сказал господь (бог) в сердце своем: не буду больше проклинать землю за человека… и не буду больше поражать всего живущего, как я сделал» (Быт.8:21). Исходя из такого решения, бог заключил с Ноем специальный «завет» и в знак этого «воздвиг» на небе радугу.

Однако после потопа люди затеяли дело, совершенно неслыханное по дерзости. Они вздумали строить башню высотой до самого неба с тем, чтобы добраться до него. Бог не мог допустить этого и принял решительные меры: он смешал языки работавших людей, что вызвало полную неразбериху во всем строительстве и, в конце концов, сорвало его.

Отношения между богом и людьми снова испортились настолько, что надо было заключать еще один завет. На этот раз бог избирает своим партнером по договору праотца Авраама. Судя по тому, что рассказывается об Аврааме в Ветхом Завете, он не блистал особыми добродетелями и был обычным для своего времени скотоводом-рабовладельцем со всеми типичными для скотовода-рабовладельца чертами характера. Но из всех людей бог выбрал почему-то именно его и заключил с ним двухсторонний договор. Его потомство — будущий еврейский народ — бог избрал из среды всех остальных народов, хотя все, что о нем рассказывается в Библии, совсем не свидетельствует о том, чтоб он был чем-нибудь лучше других.

Пятикнижие
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:01:40

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...