all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина

Послушание


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:01:40
Послушание


(Нет голосов)
511 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Послушание



Слушание Бога и послушание



Каким понятием, каким словом можно было бы лучше всего определить духовничество, как я его понимаю? Иначе говоря, какой внутренний настрой лежит в основе духовничества и позволяет ему быть подлинным таинством Церкви? В поисках этого понятия, зная, что может быть предложено другое, возможно, более правильное, — я определил его как слушание. В этом слове присутствует в сжатой форме все духовное делание отца и его чад в их взаимных отношениях. Слушать — это ключевое слово, добродетель, лежащая в основе духовничества и позволяющая ему быть тем, что оно есть, и приносить необходимые плоды.

Слушать Бога

Духовный отец прежде всего должен слушать в своем сердце то, что ему говорит Бог во время молитвы, чтобы быть в состоянии сказать своему ученику спасительное слово. Он слушает Бога, чтобы говорить не от своих познаний, приобретенных из книг, и даже не опираясь на свой опыт, но исходя из того, что Бог дает ему сказать. Апостол Павел говорит: Мы веруем, потому и говорим (2 Кор. 4:13). И еще: Потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению (Рим. 10:10). Есть прямая связь между вдохновением, полученным в сердце, и спасительным словом, произнесенным устами и обращенным к другому.

Вот что по этому поводу говорит отец Софроний в одной из своих духовных бесед: "Не говорите только от своего ума, но имейте в виду, что ваше сердце должно быть всегда страдающим, горестным, в степени, достаточной для того, чтобы привлечь ум (греч. noaj) в сердце. У кого такая молитва, тот живет без мыслей. И тогда из этого отсутствия идей, из этой пустоты всходит слово, порожденное благодатью" [2]. В своей книге "О молитве" отец Софроний добавляет: "И в самый час беседы с человеком я старался держать "слух" ума моего на сердце, чтобы улавливать Божию мысль и часто даже слова, которые мне нужно сказать" [3].

Итак, именно через слово, рожденное от благодати, духовный отец может правильно руководить своими чадами. Это именно то слово, которое ищет ученик. Он приходит к своему духовному отцу и говорит: "Отче, скажи мне слово ко спасению", — выражение, которое часто встречается в изречениях египетских отцов-пустынников IV-V веков. Эта живая духовная жажда остается все той же на протяжении всех веков и даже до наших дней.

Вот как отец Софроний описывает свое отношение к старцу Силуану Афонскому: "Я вспоминаю годы, когда я приходил к Силуану, чтобы слушать его слово. Оно сослужило мне службу ни с чем не сравнимую. Благодаря его поддержке я смог вынести выпавшие мне испытания, которые превосходили мои силы. Но кем был для меня Силуан? Он был тем, о ком говорит пророк Иеремия: из того, кто беден, не нужен, несчастен, выйдет нечто драгоценное, и будет он, как уста Бога. Для меня устами Бога был Силуан" [4].

До сих пор я подчеркивал необходимость для духовного отца слушать Бога в своем сердце. Но он, само собой разумеется, должен слушать также и своего ученика, — слушать не только то, что он говорит, но еще и войти в отношение сопричастности ему, со-чувствия в древнем смысле этого слова. Апостол Павел выражает это так: Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими (Рим. 12:15). Отец Амфилохий (†1970), игумен монастыря святого Иоанна Богослова на о. Патмос, говорил, что "духовный отец страдает, любит, плачет и молится за тех, кто приходит к нему, больше, чем они сами". Только при этом условии он сможет действительно служить людям. Поясняя эти слова, отец Софроний уточняет: "Поведение духовного отца не может быть таким: с 14-ти до 15-ти я принимаю только радующихся, а с 16 ти до 17-ти только скорбящих. Нет, каждую минуту он носит в себе и радость, и страданиe" [5].

Христово послушание

Если духовный отец должен слушать Бога, чтобы сказать слово своему ученику, то последний должен слушать своего духовного отца. Здесь слушать значит слушаться. В большинстве европейских языков слово "послушание" этимологически восходит к глаголу "слушать". Христос подал нам пример совершенного послушания: Он был послушен всецело. Апостол Павел говорит о Нем: Он смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2:8). Апостол Иоанн в своем Евангелии передает нам слова Христа, подчеркивая Его послушание Отцу: Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца (Ин. 6:38). И он также подчеркивает, что Христос, Который есть Слово Отца, говорил не от Себя Самого, но от пославшего Его Отца то, что Отец велел Ему сказать и возвестить (см. Ин. 12:49). Все знают Его молитву в Гефсиманском саду: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты (Мф. 26:39).
[/5][/4][/3][/2]
Послушание
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:01:40

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...