all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Религия / Христианство / Подготовка к Великому посту

Подготовка к Великому посту


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:01:40
Подготовка к Великому посту


(Нет голосов)
428 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Подготовка к Великому посту



Христианство. Подготовка к Великому посту


Неделя о мытаре и фарисее.
Каждая из трех седмиц (т. е. недель) и каждая из четырех Недель (т.е. воскресных дней) перед Великим постом имеет свое название и значение. За три седмицы до Великого поста православная церковь воспоминает евангельскую притчу о мытаре и фарисее, изложенную в Евангелии от Луки (18, 9-14), и говорит о смирении.

Притча, которую по евангельскому сюжету Иисус рассказывал "некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других", повествует о том, как фарисей и мытарь молились в храме.

Фарисеи (от др.-еврейск. - "отделившиеся") - последователи религиозно-общественного течения, проживавшие в Древней Иудее. Фарисеи претендовали на обладание уникальными знаниями, якобы переданными им Моисеем, и тщательно исполняли внешние обряды. Поэтому многие считали их мудрыми и благочестивыми, то есть "отделившимися" от других людей. А мытари, сборщики царских податей, зачастую злоупотреблявшие своими полномочиями, были повсеместно ненавидимы и презираемы.
Фарисей молился так: "Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, беспутные, или как этот мытарь. Пощусь два раза в неделю. Жертвую десятую часть из всего, что приобретаю".

Мытарь же от стыда перед Богом за свою неправедную жизнь "не смел даже поднять глаз своих к небу" и лишь молил Его о прощении грехов: "Боже, будь милостив ко мне, грешному" (церк.-слав. - "Боже, милостив буди мне грешному"). Эти слова выделены в отдельную "Молитву мытаря", которая принята православной церковью как общеупотребительная.

Притча завершается утверждением Иисуса, что "мытарь пошел более оправданным в дом свой, нежели фарисей. Потому что всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится".

В этот день церковь призывает христиан к размышлениям о покаянии истинном и показном, когда осуждающий себя (мытарь) будет оправдан Богом, а возвышающий себя (фарисей) - осужден. "Фарисейского избежим высокоглаголания (напыщенного многословия)", - говорится в этот день, "научимся высоте смиренных слов мытаря...", потому что нет без смирения настоящего покаяния.

В Первую седмицу поста нет, поэтому она называется "сплошной". В среду и пятницу христианам позволено вкушать скоромную (запрещенную к употреблению в большинство иных дней поста и подготовительных седмиц) пищу в знак обличения этим горделивого поста фарисея.

В Неделю о мытаре и фарисее в храмах совершается Божественная Литургия, которая имеет следующие особенности: 1) пение на утрени после Евангелия особых покаянных тропарей (молитвенных песнопений); 2) присоединение к песнопениям Октоиха песнопений Постной Триоди; 3) чтение притчи о мытаре и фарисее; 4) замена воскресных кондаков кондаками Триоди, иногда Минеи.

Недели о блудном сыне и Страшном суде

В Воскресенье, 31 января начинается Неделя о блудном сыне. Притча, читаемая за литургией в этот день, рассказывает об истинном покаянии грешного человека и милосердия Божия к нему.

Младший сын потребовал у отца свою часть наследства и ушел на "страну далече". Там все растратил и вернулся назад - попроситься к отцу хотя бы рабом. Отец со слезами радости принял его, принял как сына. Эта евангельская притча о добровольном уходе от Бога и о том, что Бог всегда нас, раскаявшихся, примет. Потому что Отец не может не принять сына, а все мы - дети Божии. И в эту неделю Церковь напоминает нам о том, что мы покинули и потеряли, что ушли мы далеко, что есть Отчий дом, где всегда нас ждут.

7 февраля - Неделя о Страшном суде, с 7 по 13 февраля - Сырная седмица (Масленица). Как следует из евангельского отрывка, Господь ничего не спросит нас о нашей вере, наших убеждениях или о том, как мы внешне старались Ему угодить. Он спросит нас: были ли вы человечны? Накормили вы голодного, когда видели его? Подумали, как дать тепла бездомному? Повернулись к неимеющему и дали то, что есть лишнего у нас? И это - всё, что Господь спрашивает, когда говорит о Страшном суде. Ведь если мы не можем быть человечными, как можно думать о божественно?

Церковь напоминает нам о Страшном суде и говорит о том, что мгновения достаточно, чтобы изменить свою жизнь и повернуться к Богу. Сделаем что-нибудь бесконечно простое, но этого простого малого добра будет достаточно, чтобы другой человек остался в живых, чтобы он мог дышать, а не пропасть.

Подготовка к Великому посту
 Статья / Религия / Христианство / Подготовка к Великому посту
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:01:40

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...