all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Религия / Христианство / Климент Александрийский

Климент Александрийский


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:01:38
Климент Александрийский


(Нет голосов)
414 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Климент Александрийский



Св. Климент Александрийский (150 - 213 (?))



Это - Африка, но в церковном мире и по церковной атмосфере отличная от Карфагена — Африки св. Киприана. Столица Египта — Александрия - колыбель эллинизма. Смешение Восточной, египетской и греческой культур дало начало новой цивилизации, впитавшей в себя самые разнородные элементы. Хотя простой народ говорил на коптском языке, интеллектуалы пользовались греческим, который сделался международным языком империи. Иудаизм также издавна процветал на александрийской почве. Первые христиане (как считает большинство исследователей) были именно из евреев. В эллинистический период евреи перестали сопротивляться греческой культуре, и для новых поколений греческий стал родным языком. Именно в Александрии появился первый греческий перевод св. Писания — так называемая Септуагипта. Все это, в целом создавало почву для сближения иудаизма с греческой культурой. В Александрии жил и знаменитый писатель Филон Александрийский, в произведениях которого нашел свое выражение синтез ветхозаветного учения и греческой религиозной философии .

Христианство пришло в Александрию очень рано, вероятно, в первом веке, и уже к четвертому веку население египетской столицы было по преимуществу христианским. Существует предание о том, что африканским миссионером был евангелист Марк, но исторических подтверждений этому мы не имеем. Уже во втором веке в Александрии действовала о глас и тельная школа. Такие школы существовали во многих местных общинах. Александрийская школа славилась своим высоким уровнем преподавания богословия. Ее последовательно возглавляли такие знаменитые богословы, как Пантен, Клемент Александрийский, Ориген и Дионисий Александрийский.

В александрийской школе богословы стали применять так называемый аллегорический метод экзегезы. Этот метод обычно сравнивают с буквальным методом толкования антиохийской школы, (а чаще противопоставляют ему), что является крайним упрощением. Такого упрощения не избежал даже известный византолог о. И. Мейендорф во "Введении в святоотеческое богословие". Он усматривает одну лишь тенденцию к злоупотреблению методом, которая была присуща многим экзегетам александрийской школы: "С одной стороны, они понимали необходимость и важность ветхозаветной истории, но, с другой стороны, аллегоризация всех, даже мельчайших, деталей этой истории избавляла толкователей от необходимости принимать эту историю всерьез, в то же время делая Ветхий Завет более неприемлемым для греческой аудитории. Св. Писание в понимании представителей аллегорической школы толкования было чем-то вроде криптограммы для непосвященных, имело эзотерический смысл, доступный лишь избранной элите образованных интеллектуалов, но не простым непросвещенным смертным." Такой подход априори обесценивает мистический реализм школы и, в частности, христианский гнозис Климента, который выходит далеко за пределы пресловутого аллегоризма.

Тит Флавий Климент (150-213? гг.) возглавил александрийскую школу вслед за своим учителем Пантеном. Он был сыном родителей-язычников и, согласно его собственному свидетельству, родился и получил образование в Афинах. Александрия — итог исканий Климента. Здесь он нашел учителя и обрел Истину. В христианские дидаскалии он принимал людей образованных, стремясь в процессе обучения слить воедино Евангелие и культуру. Христианство обретало благодаря ему греческую закалку- Александрия превратилась на исходе века в колыбель христианского эллинизма. Климент был первым из тех, кто вывел богословие на высоту системы духовной мудрости. В юности он, очевидно, был причастен к таинствам Деметры Элевсинской, затем обратился в христианство . Обстоятельства его обращения неизвестны. Вероятно, христианское вероучение привлекло его как завершение греческой философии и стало настоящим путем к христианскому гнозису.

Климент Александрийский
 Статья / Религия / Христианство / Климент Александрийский
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:01:38

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...