all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Религия / Христианство / Кирилл Александрийский

Кирилл Александрийский


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:01:38
Кирилл Александрийский


(Нет голосов)
443 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Кирилл Александрийский



Кирилл Александрийский (ок.377-444)



Св. Кирилл был племянником Феофила Александрийского. Он родился в Александрии и получил блестящее классическое и богословс кое образование. Согласно преп. Исидору Пелусиоту, св. Кирилл неко торое время жил вместе с монахами в пустыне близ Пелусиона (Пись мо 1, 25). К 403 г. Кирилл уже был диаконом; в этом качестве он сопровождал своего дядю в Константинополь, где принимал участие в Соборе «Под дубом», осудившем св. Иоанна Златоуста. Неприязнь к Златоусту осталась у него надолго: в 417 г. , когда Константинопольс кий архиепископ Аттик восстановил имя св. Иоанна в диптихах, Кирилл, тогда уже архиепископ Александрийский, решительно осудил его поступок, сказав, что не считает возможным причислить к числу иереев «отпавшего от священства мирянина Иоанна» (Никифор Каллист. Церк. ист. 14, 28). Однако в 418 г. он внял совету своего друга преп. Исидо ра Целусиота и вписал имя Иоанна Златоуста в александрийские диптихи, а на Ефесском Соборе 431 г. ссылался на его сочинения.

После смерти Феофила главным кандидатом на Александрийскую кафедру был архидиакон Тимофей. Однако народ предпочел ему племянника почившего, и 12 октября 412 г. св. Кирилл стал архиепископом египетской столицы. Избрание Кирилла не было случайностью. В IV -V вв. в Александрийской Церкви власть почти регулярно переда валась от дяди к племяннику: после св. Афанасия архиепископом стал его племянник Петр, который был дядей Феофила; последнему насле довал его племянник Кирилл, который, в свою очередь, был дядей cледующего епископа - Диоскора. К моменту интронизации Кирилла между Александрией и Константинополем существовало давнее противостояние: в свое время Петр Александрийский боролся против св. Григория Богослова и рукоположил Максима-циника на его место; Феофил бо ролся со св. Иоанном Златоустом и добился его низложения; впослед ствии Кирилл добьется низложения Константинопольского патриарха Нестория, а Диоскор на «разбойничьем соборе» 449 г. низложит Константинопольского Флавиана.

Вступив на кафедру, Кирилл сразу же дал понять, что будет не менее энергичным в борьбе с инакомыслящими, чем его дядя. «Кирилл возве ден был на престол уже в третий день по смерти Феофила и вступил на епископство с большей властью, чем Феофил.. . - говорит историк Со крат. - Кирилл тотчас же запер бывшие в Александрии новацианские церкви и взял всю их священную утварь, а епископа их Феопемпта лишил всего, что он имел» {Сократ. Церк. ист. 7, 7). Не только нова цианам, но и иудеям вскоре досталось от епископа. Александрийские иудеи, по сообщению Сократа, «задумали напасть ночью на христиан и в одну ночь послали некоторых людей кричать по всем концам города, будто горит церковь. Услышав это, христиане для спасения церкви сбегались со всех сторон, а иудеи тотчас нападали и умерщвляли их.. . С наступлением дня это злодейство обнаружилось. Раздраженный им, Кирилл с великим множеством народа идет к иудейским синагогам - так называют иудеи места своих молитвенных собраний - и синагоги у них отнимает, а самих их изгоняет из города, имущество же их отдает народу на разграбление. Таким образом, иудеи, жившие в городе со времен Александра Македонского, тогда все и без ничего оставили город и рассеялись по разным странам» (Церк. ист. 7, 13).

Губернатор Александрии Орест, огорченный этими событиями, счи тал Кирилла их главным виновником, а потому относился к нему враж дебно. Его неприязнь к Кириллу усилилась после убийства в марте 415 г. Ипатии, знаменитой женщины-философа, принадлежавшей к школе неоплатоников и возглавлявшей в то время Александрийский уни верситет. Некоторые христиане «с горячими головами», подозревая, что Ипатия настраивает Ореста против св. Кирилла, однажды во время Великого поста подстерегли ее, когда она возвращалась домой, и после жестоких мучений умертвили, а тело сожгли (Там же. 7, 14- 15). Обо всех этих происшествиях сообщает Сократ Схоластик; следует, однако, иметь в виду, что Сократ, по-видимому, относился к св. Кириллу небес пристрастно. Как бы там ни было, св. Кирилл лично не имел отношения к убийству Ипатии - в противном случае его оппоненты в период несторианских споров не преминули бы упомянуть об этом событии в числе других обвинений против него.

Кирилл Александрийский
 Статья / Религия / Христианство / Кирилл Александрийский
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:01:38

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...