all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Религия / Христианство / Блаж. Августинъ Иппонійскій († 430 г.) О томъ, какъ оглашать

Блаж. Августинъ Иппонійскій († 430 г.) О томъ, какъ оглашать


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:01:36
Блаж. Августинъ Иппонійскій († 430 г.) О томъ, какъ оглашать


(Нет голосов)
472 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Блаж. Августинъ Иппонійскій († 430 г.) О томъ, какъ оглашать



Блаж. Августинъ Иппонійскій († 430 г.)
О томъ, какъ оглашать людей необразованныхъ.

1. Ты меня просишь, возлюбленный о Господ #1123; братъ, написать теб #1123; руководство для оглашенія необразованныхъ; потому-что, по словамъ твоимъ, въ Кар #1139;аген #1123;, гд #1123; ты состоишь Діакономъ, часто приводятъ къ теб #1123; такихъ, коимъ нужно преподать первыя начала христіаиской в #1123;ры, — такъ-какъ по познаніямъ, какія ты им #1123;ешь о сей в #1123;р #1123;, и по пріятности твоей р #1123;чи, тебя почитаютъ тамъ бол #1123;е другихъ способнымъ къ преподаванію наставленія, а ты съ своей стороны почти всегда затрудняешься т #1123;мъ: какъ надобно преподавать свое ученіе, съ чего начинать и до чего доводить пов #1123;ствованіе; должно ли къ пов #1123;ствованію присовокуплять какое-либо ув #1123;щаніе, или достаточно изложить для оглашаемаго т #1123; пункты ученія, въ соблюденіи коихъ должны состоять жизнь и испов #1123;даніе Христіанина. Ты признаешься, что часто и теб #1123; самому не нравилась твоя длинная и холодная р #1123;чь, не говоря уже о т #1123;хъ, коихъ ты наставлялъ, и о вс #1123;хъ прочихъ, кои были при семъ слушателями оной, и эта необходимость вынудила тебя просить меня — ради любви, какою я одолженъ теб #1123;, не обл #1123;ниться написать теб #1123; н #1123;что о семъ предмет #1123;. Я же съ своей стороны сколько по чувству взаимной между нами любви, столько и вообще изъ любви и повиновенія матери нашей — Церкви, не только не отказываюсь отъ сего, но и со вс #1123;мъ усердіемъ готовъ, при помощи Божіей, сод #1123;йствовать собрату своему наставленіемъ. Ибо ч #1123;мъ большее я им #1123;ю желаніе раздавать повсюду божественное сокровище, т #1123;мъ бол #1123;е я долженъ стараться облегчить способы въ раздаяніи онаго для моихъ сотрудниковъ, дабы они удобно могли выполнить то, что хотятъ преодол #1123;ть трудомъ и ревностію.

2. Что касается до твоего образа мыслей о семъ предмет #1123;, то я не сов #1123;товалъ бы теб #1123; много безпокоиться, если представляется теб #1123; иногда, что ты говоришь слишкомъ простонародно и скучно, потому-что,можетъ быть, тому, кого ты наставлялъ, не такимъ это казалось; но поелику ты желалъ, чтобы отъ тебя услышали что-либо лучшее, то р #1123;чь твоя и казалась теб #1123; недостойною слуха другихъ. И мн #1123; моя р #1123;чь почти никогда не нравится; потому-что мн #1123; всегда бываетъ желательно составить р #1123;чь лучшую, какую я и составляю часто въ ум #1123; своемъ, прежде нежели начну выражать оную словами: если же мн #1123; не удастся выполнить сего, какъ бы мн #1123; хот #1123;лось, то я сокрушаюсь о томъ, что языкъ мой былъ недостаточенъ для моего сердца. Я хочу, чтобы слушающій меня вполн #1123; разум #1123;лъ то, что я разум #1123;ю, но чувствую, что я говорю не такъ, чтобы исполнилось мое желаніе; особенно когда мысль съ быстротою молніи является въ ум #1123;, а слово медлительно и продолжительно, и весьма непохоже на оную, такъ-что, пока оно произносится, мысль уже уходитъ въ свое уединеніе. Впрочемъ, поелику мысль удивительньнымъ образомъ напечатл #1123;ваетъ въ памяти сл #1123;ды свои, то по симъ сл #1123;дамъ мы составляемъ звучащіе знаки, которые называемъ языкомъ или Латинскимъ, или Греческимъ, или Еврейскимъ, или другимъ какимъ-либо. Представляемъ ли мы сіи знаки въ ум #1123; своемъ или выражаемъ оные голосомъ, — это все равно; потому-что сл #1123;ды, по коимъ составляются сіи знаки, не принадлежатъ ни Римлянамъ, ни Грекамъ, ни Евреямъ, ни какому-либо другому народу, но образуются точно такъ-же въ ум #1123;, какъ выраженіе душевныхъ движеній на лиц #1123; нашемъ. Гн #1123;въ, на прим #1123;ръ, иначе называется на Латинскомъ, иначе на Греческомъ, иначе на какомъ-либо другомъ язык #1123;; но видъ челов #1123;ка разгн #1123;ваннаго не принадлежитъ исключительно ни Грекамъ, ни Римлянамъ. Поэтому не вс #1123; понимаютъ, когда кто скажетъ: «я разгн #1123;ванъ», но только разум #1123;ющіе языкъ сей; а когда смотрятъ на разгн #1123;ваннаго, то вс #1123; видятъ, что онъ разгн #1123;ванъ. Но не такъ удобно вывести наружу и какъ-бы напечатл #1123;ть въ чувств #1123; слушающихъ посредствомъ слова т #1123; сл #1123;ды, какіе мысль оставляетъ въ ум #1123; нашемъ, какъ открытъ и понятенъ для всякаго бываетъ взоръ; потому-что т #1123; находятся внутри — въ душ #1123;, а сей наружи — на лиц #1123;. Отсюда должно заключить, сколь отлично наше слово отъ мысли, когда оно не выражаетъ и того впечатлвнія, какое мысль оставляетъ въ памяти. А мы, ревнуя о польз #1123; слушателя, хотимъ говорить соотв #1123;тственно нашему разум #1123;нію; но поелику намъ сего не удается, то мы безпокоимся и сокрушаемся, думая, что мы напрасно трудпмся; а отъ-того наша р #1123;чь д #1123;лается слаб #1123;е и неразвязн #1123;е. Впрочемъ, изъ ревности т #1123;хъ, кои желаютъ слушать меня, я заключаю, что моя р #1123;чь не такъ холодна, какъ мн #1123; представляется, и — что они получаютъ отъ нея н #1123;которую пользу, это я узнаю изъ того удовольствія, какое выражается на лиц #1123; ихъ, и зат #1123;мъ съ своей стороны тщательно стараюсь выполнить свое д #1123;ло, какъ скоро вижу, что они хорошо понимаютъ то, что имъ предлагается. Такъ и ты изъ того самаго, что къ теб #1123; чаще приводятъ такихъ, кои желаютъ получить отъ тебя наставленіе въ в #1123;р #1123;, долженъ заключить, что твоя р #1123;чь не такою кажется другимъ, какою теб #1123; самому; а потому ты не долженъ почитать себя безплоднымъ, если созерцаемаго тобою не выражаешь такъ, какъ бы теб #1123; хот #1123;лось, когда ты и созерцать многаго еще не можешь такъ, какъ бы желалъ, потому-что въ сей жизни каждый видитъ только якоже зерцаломъ въ гаданiи (1 Кор. 13, 12); да и любви мы не им #1123;емъ такой, которая бы, разогнавъ мракъ плоти, проникла въ в #1123;чный св #1123;тъ, въ которомъ видно все, даже и то, что преходитъ. Но поелику доброд #1123;тельные люди день отъ дня д #1123;лаются способн #1123;е къ созерцанію того незаходимаго дня, котораго око не вид #1123; и ухо не слыша и который на сердце челов #1123;ку не взыде (1 Кор. 2, 9): то и н #1123;тъ причины опасаться намъ за свою р #1123;чь при наставленіи непросв #1123;щенныхъ, если только мы не будемъ слишкомъ много разсуждать о предметахъ высшихъ нашего разум #1123;нія, и говорить объ нихъ языкомъ невразумительнымъ. Прибавь къ тому еще и то, что насъ гораздо охотн #1123;е слушаютъ, когда мы сами находимъ удовольствіе въ предмет #1123;, о которомъ говоримъ; ибо р #1123;чь наша въ такомъ случа #1123; д #1123;лается восторженн #1123;е, течетъ свободн #1123;е и бываетъ вразумительн #1123;е. Поэтому не трудное д #1123;ло преподать то, чему должно в #1123;ровать, съ чего начать и до чего доводить пов #1123;ствованіе, какъ изложить оное, чтобы въ одномъ случа #1123; оно было кратко, а въ другомъ пространно, но всегда полно и совершенно, и когда надобно употреблять первое и когда посл #1123;днее: но какъ произвести то, чтобы каждый наставлялъ съ охотою? Ибо тотъ пріятн #1123;е будеть въ р #1123;чахъ своихъ, кто бол #1123;е усп #1123;етъ въ семъ д #1123;л #1123;: въ этомъ большой трудъ! На сей случай и правило готово. Ибо если въ им #1123;ніи вещещественномъ, то кольми паче въ духовномъ, доброхотна дателя любитъ Богъ (2 Кор. 9, 7). Но чтобы таковое доброхотство было полезно, это зависитъ отъ милосердія Того, кто повел #1123;лъ поступать такъ. Итакъ, при помощи Божіей, разсудимъ сперва объ образ #1123; пов #1123;ствованiя, — чего, я знаю, ты желаешь, потомъ о наставленіи и ув #1123;щаніи.
Какъ надобно изъяснять Священное Писанiе оглашаемымъ?

3. Пов #1123;ствованіе будетъ полное, когда кто начнетъ оное съ первыхъ словъ книги Бытія: Въ начал #1123; сотвори Богъ небо и землю, и доведетъ до настоящихъ временъ Церкви. Но не должно однакожъ все Пятокнижіе Мо #1141;сеево, вс #1123; книги Судей, Царствь и Ездры, Евангелiе и Д #1123;янія Апостольскгя, если бы мы и выучили оныя до слова, передавать наизусть, или своими словами пересказывать и обьяснять все содержаніе оныхъ; на это и времена не достанеть, да и н #1123;тъ въ томъ никакой нужды: но обо всемъ надобно сказать кратко и въ общихъ чертахъ, и выставить на видъ только зам #1123;чательн #1123;йшія событія, исторію коихъ охотн #1123;е слушаютъ, и притомъ такія, которыя поставлены въ числ #1123; членовъ в #1123;ры. Но и таковыя событія не надобно показывать какъ-бы въ обнаженномъ вид #1123;, и тотчасъ удалять оныя съ глазъ, а надобно иногда остановиться, на иныхъ какъ-бы для разбора и проясненія, и предложить оныя на разсмотр #1123;ніе самимъ слушателямъ; всего же прочаго коснуться только слегка или вовсе прейти оное молчанiемъ. Такимъ образомъ то, что мы предложимъ въ семъ случа #1123; по выбору, при молчаніи о прочемъ, будетъ им #1123;ть большее значеніе; наставляемый нами уразум #1123;етъ оное безъ труда, и его память не обременится. Но во всемъ безъ сомн #1123;нія не только намъ самимъ надобно смотр #1123;ть на ц #1123;ль наставленія, которая есть любы отъ чиста сердца, и сов #1123;сти благія, и в #1123;ры нелицем #1123;рныя (1 Тим. 1, 5), и къ которой мы должны направлять вс #1123; слова свои; но къ ней долженъ быть обращенъ и взоръ того, кого мы наставляемъ. Ибо не для чего другаго до пришествія Господа написаао все, заключающееся въ Священномъ Писаніи, какъ для того, чтобы предвозв #1123;стить Его пришествіе и предъизобразить будущую Церковь, т. е. народъ Божій во вс #1123;хъ языц #1123;хъ, что составляетъ т #1123;ло Его въ сопричисленіи къ сему вс #1123;хъ Святыхъ, жившихъ до Его пришествія и в #1123;ровавшихъ въ Него грядущаго, точно такъ-же какъ мы в #1123;руемъ въ Него пришедшаго. Какомъ образомъ у Іакова, предъ рожденіемъ его, напередъ показалась рука, которую онъ придерживался пят #1123; родившагося прежде него брата, потомъ сл #1123;довала голова, а зат #1123;мъ необходимо и прочіе члены; но однакожъ голова не только вс #1123; посл #1123;довавшіе члены, но и самую руку, которая при рожденіи вышла прежде, превосходитъ своимъ достоинствомъ и властію, и хотя не по времени появленія, но по порядку природы есть первая: такъ и Господь Iисусъ Христосъ, прежде нежели явился во плоти и предсталъ предъ глаза людей, какъ челов #1123;къ въ качеств #1123; Ходатая Бога и челов #1123;ковъ (1 Тим. 2, 5), сый надъ вс #1123;ми Богъ благословенъ во в #1123;ки (Рим. 9, 5), послалъ напередъ во святыхъ Патріархахъ и Пророкахъ н #1123;которую часть своего т #1123;ла, которою какъ-бы рукою предвозв #1123;щалъ свое рожденіе, и предшествовавшій Ему тотъ горделивый и упорный народъ придерживалъ узами Закона, какъ-бы пятью пальцами, не преставая при семъ самъ быть предвозв #1123;щаемъ въ продолженіе пяти періодовъ времени; въ сообразность съ ч #1123;мъ и тотъ, кто далъ Законъ сей, написалъ пять книгъ. И гордые т #1123;, мудрствуя по плоти и над #1123;ясь сами собою снискать себ #1123; оправданіе, не получили благословенія отъ руки Христовой, но отрыновени быша отъ оной, а потому тiи спяти быша и падоша: мы же востахомъ и исправихомся (Псал. 19, 9). Такимъ образомъ хотя Господь Iисусъ Христосъ послалъ напередъ н #1123;которую часть т #1123;ла Своего во Святыхъ, кои предшествовали Ему по времени рожденія; однакожъ Онъ самъ есть глава т #1123;ла Церкви и вс #1123; в #1123;ровавшіе въ Того, кого они предвозв #1123;щали, принадлежатъ къ тому-же т #1123;лу, главою коего Онъ самъ. Ибо потому, что они предшествовали Ему, они не отд #1123;лены отъ Него, но еще бол #1123;е соединены съ Нимъ; потому-что они посл #1123;довали Ему: подобно какъ и рука, хотя и можетъ выказываться прежде, однакожъ она соединена съ т #1123;ломъ ниже главы. Почему елика преднаписана быша, въ наше наказанiе преднаписашася (Рим. 15, 4) и сія образы намъ быша (1 Кор. 10, 6) и сiя вся образы прилучахуся он #1123;мъ: писана же быша въ наученіе наше, въ нихже концы в #1123;къ достигоша (1 Кор. 10, 11).
Главная причина пришествія Христова.

4. Но какая главн #1123;йшая причина пришествія Господа, какъ не явленіе чрезм #1123;рной любви Божіей къ намъ, когда еще, гр #1123;шикомъ намъ сущимъ, Христосъ за ны умре (Рим. 5, 8) долженъ сказать ты наставляемому. И это потому, что ц #1123;ль всякой запов #1123;ди и исполненіе закона есть любовь: дабы, т. е. мы любили какъ самихъ себя взаимно и полагали по братiи души, яко Онъ по насъ душу свою положи (1 Іоан. 3, 16), такъ и самаго Бога, яко той перв #1123;е возлюбилъ есть насъ (1 Іоан. 4, 19) и своего Сына не пощад #1123;, но за насъ вс #1123;хъ предалъ есть Его (Рим. 8, 32). Но ни ч #1123;мъ такъ нельзя расположить къ любви, какъ своимъ собственнымъ прим #1123;ромъ, и тотъ чрезвычайно жестокосердъ, кто, не желая принимать отъ другихъ любви, не хочетъ и самъ оказывать оной. Ибо, если изъ прим #1123;ровъ зазорной и нечистой любви мы знаемъ, что т #1123;, кои хотяъ быть взаимно любимыми, вс #1123;ма возможными знаками стараются показать, въ какой степени они любять, и такимъ образомъ продолжаютъ д #1123;йствовать дотол #1123;, пока не зам #1123;тятъ соотв #1123;тствія своимъ чувствованіямъ въ сердц #1123; т #1123;хъ, коихъ они хотятъ расположить къ себ #1123;, и воспламеняются потомъ т #1123;мъ сильн #1123;йшею любовію, ч #1123;мъ бол #1123;е огня зам #1123;чаютъ въ т #1123;хъ сердцахъ, овлад #1123;ть коими оно желаютъ; если при семъ сердце, находившееся въ оц #1123;пен #1123;ніи, возбуждается, когда чувствуетъ, что оно любимо, и воспламеняется еще бол #1123;е,когда видитъ новую любовь, то очевидно н #1123;тъ большей причины къ возбужденію и увеличенію любви, какъ когда тотъ, кто еще любитъ, знаетъ, что онъ уже любимъ, или когда тотъ, кто первый начинаетъ любить, видитъ взаимную къ себ #1123; любовь. Если такъ, говорю, бываетъ въ нечистой любви: то не бол #1123;е ли должно быть это въ дружб #1123;? Ибо чего другаго мы опасаемся въ дружб #1123;, какъ не того, чтобы другъ нашъ не подумалъ, что мы его или не любимъ или любимъ мен #1123;е, ч #1123;мъ онъ насъ? Если онъ узнаетъ объ этомъ: онъ сд #1123;лается холодн #1123;е въ той любви, какою наслаждаются друзья; и если онъ не будетъ столько малодушенъ, чтобы таковое равнодушіе принять за оскорбленіе дружбы, то онъ останется только нашимъ сов #1123;тникомъ, а не пламеннымъ другомъ. Не излишне при семъ зам #1123;тить и то, что хотя и высшіе желаютъ быть любимы низшими и ут #1123;шаются ихъ непритворною услужливостію, и ч #1123;мъ бол #1123;е чувствуютъ это, т #1123;мъ бол #1123;е ихъ любятъ; но какою любовію воспламеняется низшій, когда чувствуетъ, что его любитъ высшій? Любовь всегда бываетъ пріятн #1123;е тамъ, гд #1123; она происходитъ не отъ вниманія къ недостаткамъ другаго, но отъ обилія благотворительности; ибо та любовь бываетъ изъ состраданія, а эта изъ милосердія. Если же низшему и случилось бы когда-либо испытать нерасположеніе къ себ #1123; высшаго; за то онъ исполняется еще большею любовію, когда высшему благоугодно будеть показать, сколько онъ любитъ того, кто ни какимъ образомъ не ожидалъ себ #1123; столько добра. Но что выше правосуднаго Бога и наже согр #1123;шающаго челов #1123;ка, который т #1123;мъ съ большею опрометчивостію отдалъ себя подъ защиту и иго гордымъ властямъ, которыя не могутъ сд #1123;лать его блаженнымъ, ч #1123;мъ бол #1123;е отчаялся въ попеченіи о немъ той власти, которая высока только по своей благости? Итакъ, ежели Iисусъ Христосъ для того наипаче пришелъ въ міръ, чтобы челов #1123;къ позналъ, сколько любитъ его Богъ, и позналъ для того, чтобы и самъ воспламенялся любовію къ Тому, кто перв #1123;е возлюбилъ есть насъ, — и по запов #1123;ди Его, возлюбилъ своего ближняго; ежели все божественное Писаніе, которое написано прежде, написано для предвозв #1123;щенія пришествія Христова, и все, что посл #1123; предано писанію и им #1123;етъ божественную важность, пов #1123;ствуеть о Хрнст #1123; о внушаетъ любовь: то очевидно, что въ сію обою запов #1123;дію, т. е. въ любви къ Богу и ближнему, не только весь законъ и пророцы висятъ (Мат #1139;. 22, 40), такъ-какъ они въ то время составляли все Священное Писаніе, но и вс #1123; т #1123; книги божественнаго Писанiя, кои въ-посл #1123;дствіи посвящены нашему назиданію и утверждены въ нашей памяти. Посему въ Ветхомъ Зав #1123;т #1123; сокрытъ Новый, а въ Новомъ раскрытъ Ветхій. Въ-сл #1123;дствіе такой-то сокровенности плотскіе люди, плотскимъ образомъ разсуждающіе, какъ тогда были подвержены страху наказанія, такъ и нын #1123; одержимы онымъ; а духовные, духовно разсуждающіе, какъ тогда было освобождены отъ онаго, — ибо имъ открывалось сокровенное, — такъ освобождаются и нын #1123; данною благодатію. Поелику же ничто столько не противно любви, какъ ненависть, а мать ненависти есть гордость: то тотъ-же самый Господь Iисусъ Христосъ, Богъ и челов #1123;къ, есть вм #1123;ст #1123; и образъ божественной любви къ намъ, и прим #1123;ръ нашего челов #1123;ческаго уничиженiя, дабы недугъ нашъ т #1123;мъ удобн #1123;е исц #1123;лился противод #1123;йствующимъ лекарствомъ; ибо великое б #1123;дствіе — гордый челов #1123;къ, но величайшее милосердіе — уничиженный Богъ. — Таковую-то любовь поставивъ себ #1123; какъ-бы ц #1123;лію, къ которой должны быть направлены вс #1123; слова твои, ты, о чемъ только пов #1123;ствуешь, пов #1123;ствуй такъ, чтобы наставляемый тобою, слушая тебя, в #1123;рилъ, в #1123;ря над #1123;ялся, над #1123;ясь любилъ.
Какъ наставлять т #1123;хъ, кои не съ истиннымъ расположенiемъ приходятъ къ оглашенiю?

5. Но не излишне и съ правосудія Божія, которое поселяетъ въ сердцахъ челов #1123;ческихъ спасительный страхъ, начинать назиданіе оглашаемаго въ любви, дабы онъ, зная, что его любитъ Тотъ, кого онъ боится, воспламенялся и самъ взаимною къ Нему любовію и опасался оскорбить любовь Его къ себ #1123; своимъ нерасположеніемъ; ибо весьма р #1123;дко случается, даже почти никогда, чтобы изъ желающихъ принять Христіанство пришелъ кто-либо такой, кто не исполненъ бы былъ сколько-нибудь страха Божія. Правда, иногда изъ ожиданія отъ людей какой-либо выгоды, каковой въ противномъ случа #1123; н #1123;тъ надежды получить, или изъ опасенія навлечь ихъ непріязнь и нерасположеніе, иной желаетъ сд #1123;латься, или, лучше сказать, не сд #1123;латься, а притвориться Христіаниномъ; потому-что в #1123;ра не есть предметъ для спасенія т #1123;ла, но есть д #1123;ло в #1123;рующаго сердца (Рим. 10, 10): но такъ-какъ Богъ всегда милосердъ къ намъ гр #1123;шнымъ, то и оглашающій своею р #1123;чью можетъ расположить оглашаемаго пожелать сд #1123;латься т #1123;мъ, к #1123;мъ онъ хот #1123;лъ притвориться; а если онъ уже началъ желать, то мы должны смотр #1123;ть на него какъ на такого, который пришелъ принять Христіанство не изъ прежнихъ видовъ; и хотя сокрыто отъ насъ, расположился ли онъ къ тому своимъ сердцемъ, но во всякомъ случа #1123; мы должны поступать съ нимъ такъ, какъ будто было бы въ немъ сіе желаніе, хотя бы на самомъ д #1123;л #1123; его и но было. Зд #1123;сь не будетъ никакой потери. Если въ немъ есть такое желаніе: то оно еще бол #1123;е утвердится при нашемъ сод #1123;йствіи, хотя бы мы и не знали, въ какое время и въ какой часъ началось оное. Полезно бы было также напередъ осв #1123;домиться, если можно, отъ т #1123;хъ, кои знаютъ его, каково состояніе его духа, или по какимъ побужденіямъ онъ пришелъ къ принятію христіанской в #1123;ры; если же не отъ кого узнать объ этомъ: то можно и самаго его спросить, и что онъ отв #1123;титъ, сообразно съ т #1123;мъ и начинать р #1123;чь свою. Если же онъ придетъ съ притворнымъ сердцемъ, желая челов #1123;ческихъ выгодъ, или изб #1123;гая невыгодъ, и во всякомъ случа #1123; нам #1123;ренъ солгать: то и тогда надобно начинать р #1123;чь со словъ его, не съ т #1123;мъ однакожъ, чтобы обличить его во лжи, которая какъ будто бы теб #1123; была изв #1123;стна; но если онъ скажетъ, что онъ пришелъ съ такимъ нам #1123;реніемъ, которое д #1123;йствительно заслуживаетъ одобреніе: то правду ли онъ скажетъ или н #1123;тъ, но во всякомъ случа #1123;, одобривъ и похваливъ сіе нам #1123;реніе, мы должны заставить его радоваться тому, что онъ таковъ, какимъ онъ желаетъ казаться. Если же онъ скажетъ не то, что должно быть въ сердц #1123; желающаго получить наставленіе въ христіанской в #1123;р #1123;: то сд #1123;лавъ ему ласковый и легкій упрекъ, какъ челов #1123;ку необразованному и несв #1123;дущему, и показавъ и похваливъ истинную ц #1123;ль христіанскаго ученія въ сильныхъ, но краткихъ выраженіяхъ, дабы или не ослабить чрезъ то посл #1123;дующаго пов #1123;ствованiя, или не навязать ему напередъ чего-либо такого, къ чему еще не расположилось его сердце, — заставь его пожелать того, чего еще не желалъ онъ или по заблужденію, или по притворству.
Приступъ огласительной р #1123;чи.

6. Если же онъ, можетъ-быть, скажетъ, что самъ Богъ внушилъ ему мысль или страхомъ подвигнулъ его къ тому, чтобы сд #1123;латься Христіаниномъ: въ такомъ случа #1123; самое ут #1123;шительное мы можемъ сд #1123;лать начало р #1123;чи съ того, сколь великое Богъ им #1123;етъ о насъ попеченіе. Отъ таковыхъ чудесъ и откровеній надобно сперва перенесть вниманіе его къ писаніямъ святыхъ мужей и къ изв #1123;стнымъ пророчествамъ, дабы онъ узналъ, по какому неизреченному милосердію и ему Богъ внушилъ эту мысль. Потомъ надобно показать ему, что самъ Господь не внушилъ бы ему мысли или не побудилъ бы его сд #1123;латься Христіаниномъ и присоединиться къ Церкви, н не обратилъ бы его къ тому такими знаменіями и откровеніями, если бы Онъ не захот #1123;лъ возвести его на надежн #1123;йшій путь, какой предуготованъ въ Священномъ Писаніи, и на которомъ ему не нужно искатъ видимыхъ чудесть, а удовлетворяться невидимыми, и не во сн #1123;, а въ бодрственномъ состояніи получать наставленіе. Зат #1123;мъ уже надобно начинать самое пов #1123;ствованіе съ того, что Богъ сотворилъ вся добра з #1123;ло (Быт. 1, 31) и доводить оное, какъ мы сказали, до настоящихъ временъ Церкви, показывая при семъ причины каждаго д #1123;ла и происшествія, о коихъ мы пов #1123;ствуемъ, и направляя оныя къ одной всеобщей ц #1123;ли, т. е. къ любви, на которую долженъ быть устремленъ взоръ какъ д #1123;лающаго что-либо, такъ и говорящаго. Ибо если вымышленныя басни поэтовъ, изобр #1123;тенныя для удовольствія людей, любящихъ заниматься однимъ вздоромъ, благоразумные учители стараются направить къ какой-либо польз #1123;, хотя суетной и временной: то т #1123;мъ паче должны быть осторожны мы, дабы, пов #1123;ствуя объ истинныхъ происшествіяхъ, но не приводя причинъ оныхъ, не произвесть въ слушающихъ или суетнаго удовольствія или даже пагубнаго любопытства. Но однакожъ не такъ надобно выставлять причины сіи, чтобы, отступивъ отъ стези пов #1123;ствованія, сердце и языкъ нашъ занимались одними отвлеченн #1123;йшими разсужденіями, но чтобы самая истина, представляемая на разсмотр #1123;ніе разума, была какъ-бы золото, которое связуетъ каменья, но не нарушаетъ порядка украшенія. По окончаніи пов #1123;ствованія надобно внушить надежду воскресенія, и смотря по удобопріемлемости и силамъ слушающаго и сколько позволитъ время, разсудить, — въ опроверженіе суетныхъ насм #1123;шекъ нев #1123;рующихъ, — о воскресеніи мертвыхъ и объ отрадномъ для добрыхъ и страшномъ для злыхъ посл #1123;днемъ будущемъ суд #1123;, — истин #1123;, касающейся вс #1123;хъ безъ исключенія, и, упомянувъ съ ужасомъ и отвращеніемъ о казняхъ нечестивыхъ, пропов #1123;дывать о царств #1123; праведныхъ и в #1123;рующихъ, о горнемъ томъ град #1123; и его радостяхъ. А потомъ надобно воодушевить и подкр #1123;пить слабость челов #1123;ка противъ искушеній и соблазновъ, возникающихъ или вн #1123;, или внутри самой Церкви. Вн #1123; Церкви — со стороны язычниковъ, или Іудеевъ, или еретиковъ, а внутри — со стороны отребія гумна Господня. Но не должно однакожъ входить въ споры со всякимъ родомъ нечестивыхъ и предложенными вопросами опровергать вс #1123; неправыя ихъ мн #1123;нія: но по краткости времени должно показать, что такъ предвозв #1123;щено было, и сказать потомъ, какая польза происходитъ отъ искушенiй и какое врачевство противъ оныхъ въ прим #1123;р #1123; терп #1123;нія самаго Господа. Если же р #1123;чь наша бываетъ направлена противъ т #1123;хъ, развратныя толпы коихъ видимо наполняютъ Церкви: то не излишне при семъ изложить кратко и обстоятельно правила христіанскаго, благочестиваго образа жизни, дабы пьяницы, сребролюбцы, обманщики, игроки, прелюбод #1123;и, блудники, любители зр #1123;лищъ, ворожеи, колдуны, прорицатели, знатоки какихъ-либо суетныхъ и вредныхъ наукъ и т. под. не увлекли кого-либо въ свое распутство, и онъ не почелъ для себя сего т #1123;мъ бол #1123;е позволительнымъ, когда видитъ, что многіе, называющіеся Христіанами, любятъ это, и д #1123;лаютъ и защищаютъ и сов #1123;тують и даже уб #1123;ждаютъ къ тому. Потомъ свид #1123;тельствами божественнаго Писанія доказать, какой конецъ предназначенъ т #1123;мъ, кои ведутъ таковую жизнь, и докол #1123; они будутъ терпимы въ Церкви; предваривъ при семъ оглашаемаго, что онъ найдетъ въ Церкви многихъ Христіанъ добрыхъ, истинныхъ, гражданъ небеснаго Іерусалима, ежели самъ вступитъ въ ихъ общество. Наконецъ тщательно надобно вразумить его, чтобы онъ не полагалъ на челов #1123;ка своей надежды; потому-что намъ нельзя знать, какой челов #1123;къ праведенъ, а если бы то и возможно было, то не съ т #1123;мъ намъ представляются прим #1123;ры праведныхъ, чтобы мы оправдывались чрезъ нихъ, но чтобы, подражая имъ, знали, что и мы оправдываемся Т #1123;мъ, кто оправдываетъ ихъ. Отсюда можетъ произойти то благотворное посл #1123;дствіе, что когда тотъ, кто слушая насъ слушаетъ чрезъ насъ Бога (Лук. 10, 16), будетъ преусп #1123;вать въ христіанской жизни и познаніи, и съ охотою вступитъ на путь Христовъ, — онъ не осм #1123;лится приписать ничего ни намъ, ни себ #1123;, но будетъ любить самаго себя, и насъ, и вс #1123;хъ другихъ людей въ Томъ и для Того, кто возлюбилъ его, когда онъ былъ еще врагомъ, дабы чрезъ оправданіе сод #1123;лать его другомъ. Въ этомъ отношеніи, я думаю, ты не будешь нуждаться въ наставник #1123;; потому-что безъ всякаго предув #1123;домленія необхадимость научитъ тебя — въ томъ случа #1123;, когда ни теб #1123;, ни слушающимъ тебя, не позволитъ время, — говорить кратко, а въ противномъ — пространн #1123;е.
Какъ надобно поступать, когда приходятъ къ оглашенiю люди образованные?

7. Но если придетъ къ теб #1123; для наставленія челов #1123;къ, св #1123;дущій въ наукахъ, который уже р #1123;шился быть Христіаниномъ, и приходитъ только для того, чтобы сд #1123;латься онымъ: то никакъ нельзя предположить, чтобы таковому челов #1123;ку не было изв #1123;стно многое изъ нашего Священнаго Писанія, а гораздо в #1123;роятн #1123;е, что онъ, ознакомившись съ нимъ предварительно, приходитъ только для принятія Таинствъ; потому-что такіе люди обыкновенно не вдругъ д #1123;лаются Христіанами, но напередъ все тщательно испытываютъ, расположенія своего сердца сообщаютъ другимъ кому могутъ, и сов #1123;туются съ ними въ семъ д #1123;л #1123;. Съ такими людьми надобно говороть кратко и не внушать имъ того, что они уже знаютъ, а коснуться сего только слегка, сказавъ имъ, что мы в #1123;руемъ тому и тому, что они уже знаютъ, и такимъ образомъ перечислить кратко все, что надобно внушить необразованнымъ и неученымъ, такъ, чтобы ученый тотъ не учился снова тому, что онъ уже знаетъ, и узналъ напротивъ изъ нашихъ пов #1123;ствованій то, чего онъ, можетъ быть, не знаетъ. Не безполезно при семъ спросить и его самаго, по какому побужденію возродилось въ немъ желаніе сд #1123;латься Христіаниномъ, и если узнаешь, что его расположило къ тому книги содержащіяся въ Канон #1123; или какія-либо другія благонам #1123;ренныя сочиненія: то скажи сначала что-нибудь объ нихъ; похвали первыя со стороны ихъ канонической важности, а посл #1123;днія со стороны тщательнаго труда ихъ писателей; и особливо въ книгахъ каноническихъ выставь на видъ высоту спасительныхъ истинъ, въ нихъ заключающихся, а въ т #1123;хъ благозвучіе и красоту слога, кои нравятся какъ образованному, такъ и необразованному. Не излишне также узнать отъ него, кого преимущественно онъ читалъ, и какія книги расположили его присоединиться къ Церкви. Если онъ скажетъ о книгахъ намъ изв #1123;стныхъ, или писанныхъ какимъ-либо знаменитымъ мужемъ, въ православіи коего Церковь не им #1123;етъ сомн #1123;нія: то одобри это. Если же онъ напалъ на сочиненія какого-либо еретика и по нев #1123;денію сердечно принялъ то, чего не одобряетъ истинная в #1123;ра, и зат #1123;мъ считаетъ себя православнымъ: въ такомъ случа #1123; его надобно вразумить, что вселенская Церковь и вс #1123; другіе учен #1123;йшіе мужи, пребывающіе въ ея истин #1123;, держатся другаго ученія; хотя, правду сказать, и т #1123;, кои православными отошли отъ сей жизни и оставили потомкамъ свои сочиненія, въ н #1123;которыхъ м #1123;стахъ своихть твореній, будучи или не поняты, или превратно толкуемы, людямъ высоком #1123;рнымъ и дерзкимъ подавали поводъ къ н #1123;которымъ ересямъ и разномыслію; — что нимало не удивительно, какъ скоро мы и о каноническихъ писаніяхъ, въ коихъ заключена чист #1123;йшая истина, можемъ сказать, что не столько по неуразум #1123;нію того, что говоритъ въ нихъ писатель, и какова истина сама въ себ #1123;, — ибо въ такомъ случа #1123; еще можно бы было исправить ошибку, — сколько по упорному и гордому предуб #1123;жденію, что въ писаніяхъ сихъ заключается именно то ученіе, какое они защищаютъ, многіе породили многіе пагубные догматы, расторгнувъ чрезъ то единство общенія. — Съ такою скромностію надобно говорить, когда желаетъ вступить въ общество Христіанъ не простой, какъ говорятъ, челов #1123;къ, но образованный и св #1123;дущiй въ писаніяхъ ученыхъ мужей; но не надобно однакожъ терять при семъ и важности наставнической, дабы не подать ему повода къ надменности. Обо всемъ же прочемъ, касающемся или в #1123;ры, или нравовъ, или искушеній, по правиламъ здраваго ученія, надобно говорить такъ, какъ изложено выше, съ т #1123;мъ однакожъ, чтобы вс #1123; таковыя разсужденія направлены были къ одной главной ц #1123;ли, о которой сказано много прежде, т. е. къ любви.
Какъ надобно говорить съ Грамматиками и Риторами?

8. Нер #1123;дко приходятъ также къ оглашенію н #1123;которые изъ изв #1123;стныхъ такъ называемыхъ школъ Грамматиковъ и Риторовъ люди, которыхъ нельзя отнести ни къ простымъ, ни къ ученымъ, коихъ умъ обогащенъ св #1123;д #1123;ніями о многихъ предметахъ. Таковымъ людямъ, кои думаютъ о себ #1123;, что краснор #1123;чіемъ своимъ они превосходятъ прочихъ, — когда они приходятъ къ принятію христіанства, должно внушать то особенно въ сравненіи съ неучеными, чтобы они, облекшись въ христіанское смиреніе, научились не презирать т #1123;хъ, кои изб #1123;гаютъ бол #1123;е погр #1123;шностей нравственныхъ, ч #1123;мъ словесныхъ, и краснор #1123;чія Своего не поставляли бы наравн #1123; съ чистотою сердца, а не только не предпочитали оной. Особенно надобно научать ихъ слушать божественное Писаніе и не пренебрегать его слогомъ — потому, что онъ не напыщенъ, и чтобы они не думали, что вс #1123; слова и д #1123;ла челов #1123;ческія, о коихъ говорится въ сихъ книгахъ, не дожны быть разоблачены отъ того чувственнаго покрывала, въ какомъ они представлены, но принимаемы такъ, какъ говоритъ буква. Таковымъ людямъ полезно знать, что мысли такъ-же должно предпочитать словамъ, какъ душа предпочитается т #1123;лу, и что они должны слушать бол #1123;е р #1123;чи назидательныя, ч #1123;мъ краснор #1123;чивыя, подобно какъ надобно избирать друзей бол #1123;е благоразумныхъ, ч #1123;мъ красивыхъ. Они должны также знать, что не слово доходитъ до слуха Божія, но расположеніе сердечное, а потому не см #1123;ялись бы, когда зам #1123;тятъ, что Настоятели и Служители Церкви призываютъ Бога языкомъ, исполненнымъ барбаризмовъ и солецизмовъ (ошибокъ противъ чистоты языка и грамматики), или если они не понимаютъ произносимыхъ ими словъ или безпорядочно выговариваютъ оныя. Нельзя сказать, чтобы таковые недостатки уже и не требовали исправленія, какъ скоро народъ тогда только можетъ говорить: аминь, когда онъ все совершенно разум #1123;етъ; но они могутъ быть терпимы тамъ, гд #1123; благословеніе преподается не столько словомъ, сколько желаніемъ сердечнымъ. Что касается до Таинствъ, къ принятію коихъ приходятъ Христіане, то для людей разсудительныхъ достаточно услышать то, что они означають; а людямъ тупоумнымъ надобно объяснять многими словами и подобіями, дабы они не презирали того, что видятъ.
Образецъ огласительной р #1123;чи.

Но представимъ, что къ намъ пришелъ н #1123;то желающій сд #1123;латься Христіаниномъ, изъ рода частныхъ людей, но впрочемъ не деревенскихъ , но городскихъ, каковыхъ ты много встр #1123;чалъ въ Кар #1139;аген #1123;, — который на вопросъ: для земной ли какой-либо выгоды или для в #1123;чнаго покоя онъ желаетъ сд #1123;латься Христіаниномъ? отв #1123;титъ, что для в #1123;чнаго покоя: въ такомъ случа #1123; ему можно преподать такое наставленіе:

«Благодареніе Богу, возлюбленный братъ! Отъ всей души поздравляю тебя и радуюсь, что ты среди толикихъ и столь опасныхъ треволненій міра сего помыслилъ объ истинной и в #1123;рной безопасности! Люди съ великими усиліями и въ сей жизни ищутъ покоя и безопасности, но по своимъ злымъ похотямъ не находятъ оныхъ; потому-что они ищутъ покоя въ предметахъ непостоянныхъ и скоро-преходящихъ, которые, когда бываютъ истребляемы и уносимы временемъ, производятъ въ сердцахъ челов #1123;ческихъ скорбь и безпокойство. Ищетъ ли кто спокойствія въ богатств #1123;, — онъ становится бол #1123;е гордымъ, ч #1123;мъ спокойнымъ. Не видимъ ли мы прим #1123;ровъ тому, какъ многіе внезапно теряли оное, многіе даже гибли изъ-за него, когда они или не могли удовлетворить своей жадности, или насильственно лишаемы были онаго корыстолюбцами? Но если бы оно и на всю жизнь оставалось съ челов #1123;комъ и не покидало своего влад #1123;теля: то не долженъ ла онъ будетъ самъ разстаться съ нимъ при своей смерти? Какова жизнь челов #1123;ка, есла онъ состар #1123;ется? Или, когда люди желаютъ себ #1123; старости: то чего другаго они желаютъ, какъ не продолжительной слабости? Такъ и почести міра сего что иное суть, какъ не см #1123;хъ, суета и поводъ къ паденію? Ибо такъ говорить святое Ппсаніе: всяка плоть с #1123;но, и слава челов #1123;ча, яко цв #1123;тъ травный. Изше трава и цв #1123;тъ отпаде; глаголъ же Бога нашего пребываетъ во в #1123;къ (Иса. 40, 1). Посему кто желаетъ истиннаго покоя и истиннаго счастія, тотъ долженъ оставить надежду на скорогибнущія и преходящія вещи, и полагать оную въ слов #1123; Господнемъ, пребывающемъ во в #1123;къ, дабы и самому пребыть съ нимъ во в #1123;ки.

Есть также люди, которые не домогаются богатства и не гоняются за суетною славой, но желають найти удовольствіе и успокоеніе въ гостинницахъ, въ любовныхъ связяхъ, театрахъ и другихъ пустыхъ зр #1123;лищахъ, столько любимыхъ въ большихъ городахъ. Но они сами причиняютъ себ #1123; б #1123;дность своею расточительностію и отъ бвдности впадають въ посл #1123;дствіи въ воровство и грабежи, а не р #1123;дко даже въ разбой, и на каждомъ шагу должны бываютъ ч #1141;вствовать страхъ, — такъ-что т #1123;мъ, кои не задолго предъ т #1123;мъ веселились въ гостинниц #1123;, уже чудится вопль темничнаго заключенія. Находясь на ристалищахъ, они уподобляются демонамъ, побуждая криками своими людей ранить другъ друга, и въ противномъ случа #1123; сами заводятъ между собою брань и сраженіе, чтобы угодить безсмысленной толп #1123;. Зам #1123;тивъ, что сопернвки, посл #1123; первой схватки дружатся между собою, они исполняются негодованіемъ, пресл #1123;дуютъ ихъ и кричатъ, чтобы ихъ били палками, и къ таковому безчинному д #1123;лу принуждаютъ блюстителя всякаго благочинія — судію. Если же увидятъ, что на ристалищ #1123; поднялась ужасная вражда или между комедіантами, или всадниками, или охотниками: то ихъ б #1123;дныхъ посылаютъ въ сраженіе и бой не только съ людьми, но и со зв #1123;рями, и ч #1123;м #1123; большею исполняются они яростію другъ противъ друга, т #1123;мъ бол #1123;е т #1123; увеселяются, рукоплещутъ и побуждаютъ, неистовствуя бол #1123;е сами въ себ #1123;, ч #1123;мъ т #1123;, неистовствомъ коихъ они ут #1123;шаются. Какое же спокойствіе можетъ им #1123;ть духъ, который питается однимъ несогласіемъ и раздорами? Обыкновенно какова принимается пища, таково бываетъ и здоровье. Наконецъ, поелику безумныя радости не суть радости, но однакожъ, каковы бы ни были и сколько бы ни доставляли намъ удовольствія — богатство, почести, разгульные домы, сраженія на зр #1123;лищахъ, любовныя связи, роскошныя бани и т. под., все это бываетъ до одного какого-либо несчастнаго переворота, и — еще при жизни отлетитъ отъ насъ это ложное блаженство, а при насъ останется одна б #1123;дная и немощная сов #1123;сть, которая должна будетъ увид #1123;ть въ Господ #1123; своего судію и грознаго домовладыку, потому-что она не хот #1123;ла вид #1123;ть въ Немъ своего наставника и любвеобильнаго Отца, и не им #1123;ла любви къ Нему. Ты же, поелику возжелалъ истиннаго покоя, какой об #1123;щается Христіанамъ въ будущей жизни, можешь вкусить его и зд #1123;сь съ сладостію и пріятностію среди горестей сей жизни, ежели возлюбишь запов #1123;ди Того, кто об #1123;щалъ оный. Ибо ты скоро почувствуешь, что плоды правды пріятн #1123;е плодовъ неправды, и что челов #1123;ку гораздо бол #1123;е бываеть радости при доброй сов #1123;сти среди б #1123;дствій, ч #1123;мъ при злой — среди ут #1123;хъ; потому-что ты не съ т #1123;мъ пришелъ присоединиться къ Церкви, чтобы получить отъ нея временную какую-либо пользу.

Есть и такіе, которые желають быть Христіанами или изъ ожиданія отъ людей какихъ-либо временныхъ выгодъ, или изъ опасенія оскорбить т #1123;хъ, кого они боятся. Но таковые люди суть люди отверженные, хотя до времени они и бываютъ терпимы въ Церкви, какъ плевелы на гумн #1123; до времени в #1123;янія; если же они не исправятся и не начнутъ быть Христіанами ради будущаго в #1123;чнаго покоя: то напосл #1123;докъ отлучены будутъ. Они не должны ласкать себя надеждою, что на гумн #1123; они могутъ быть вм #1123;ст #1123; съ пшеницею; потому-что въ житниц #1123; они не будугь съ нею, но предадутся огню. Есть еще и другіе, кои хотя и почитаютъ Бога и не гнушаются именемъ христіанскимъ, и не съ притворнымъ сердцемъ вступаютъ въ Церковь Божію, но желають земнаго счастія и хотять быть и въ сей жизни счастлив #1123;е т #1123;хъ, кои не чтутъ Господа. А потому, когда видятъ, что н #1123;которые порочные и нечестивые люди наслаждаются благополучіемъ въ сей жазни, а они лишены онаго: то приходятъ въ уныніе, какъ будто бы они напрасно чтутъ Бога, и легко отпадаютъ отъ в #1123;ры. Не таковъ истинный Христіанинъ; но кто для нескончаемаго блаженства и в #1123;чнаго покоя, об #1123;щаннаго святымъ въ будущей жизни, желаетъ быть Христіаниномъ, чтобы не пойти въ в #1123;чный огнь съ діаволомъ, но вступить въ в #1123;чное царство со Христомъ, — тотъ есть истинный Хростіанинъ! Онъ бодрствуетъ при всякомъ искушеніи, дабы и счастіе не надмило его, и несчастіе не подавило; ум #1123;ренъ и воздерженъ при изобиліи благъ земныхъ, и мужественъ и терп #1123;ливъ въ напастяхъ. Преусп #1123;вая постоянно въ доброд #1123;тели, онъ доходитъ до такого соверщенства, что бол #1123;е любитъ Бога, ч #1123;мъ страшится геенны, такъ-что, если бы Господь сказалъ ему: «наслаждайся непрестанно плотскими удовольствіями, и гр #1123;ши, сколько можешь и не будешь поверженъ въ геенну, но только со мною не будешь»: онъ ужаснется и не будеть совс #1123;мъ гр #1123;шить не изъ опасенія впасть въ геенн
Блаж. Августинъ Иппонійскій († 430 г.) О томъ, какъ оглашать
 Статья / Религия / Христианство / Блаж. Августинъ Иппонійскій († 430 г.) О томъ, какъ оглашать
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:01:36

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...