all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Религия / Христианство / Библейские темы

Библейские темы


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:01:36
Библейские темы


(Нет голосов)
265 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Библейские темы



Христианство. Библейские темы



Модернизм и фундаментализм
По существу задача, которую модернисты ставят перед собой в истолковании Библии, неразрешима. Даже католическая церковь, которая на протяжении столетий горделиво повторяла, что она «Semper eadem» — всегда одна и та же, занялась в вопросе об истолковании библейских повествований сложным и хитрым маневрированием. На протяжении последнего полустолетия Ватикан в различных документах — папских энцикликах, решениях и письмах Библейской комиссии (Отметим такие документы католической церкви, как решение Библейской комиссии от 1906 г. о Моисеевом авторстве Пятикнижия, ее решение от 1909 г. «Об историческом характере первых трех глав книги Бытия», энциклику папы Бенедикта XV «Spiritus paraclitus» от 1920 г., энциклику папы Пия XII от 1950 г. и, наконец, речь этого папы перед ватиканской Академией наук от ноября 1951 г.) — неоднократно пытается осторожно нащупать пути, на которых можно было бы, не разрушая ореола святости и богодухновенности Библии, отказаться от тех ее положений, которые в свете современной науки выглядят особенно диковинно.

Многословно и туманно говорится в этих документах о специфичности древневосточных литературных жанров, о склонности семитических авторов древности к «гиперболическим формам речи и даже парадоксальным выражениям, которые служат тому, чтобы некоторые вещи сильней запечатлевались в нашем сознании»[78]. Буквальная истинность некоторых мест Библии признается «не необходимой и не во всех случаях гарантируемой». Нередко повторяется, что библейские повествования «направлены к мышлению малоразвитых людей» и поэтому имеют форму «образной речи». Все эти приемы должны дать понять, что церковь не настаивает на признании точного смысла некоторых библейских положений и по существу не возражает против аллегорического их истолкования.

Есть, однако, некоторые пункты, по которым она никак не соглашается идти на какие бы то ни было уступки. Еще в письме Библейской комиссии от 1909 г. были сформулированы четыре таких пункта, признанные «основными истинами христианской религии»:

1) сотворение всех вещей богом в начале времен;

2) отдельное сотворение человека;

3) сотворение первой женщины из первого мужчины;

4) единство человеческого рода[79].

Выступая в 1951 г. с речью перед ватиканской Академией наук, папа Пий XII опять сформулировал те пункты, которые церковь «твердо устанавливает без какой бы то ни было возможности аллегорического истолкования»[80]. Это значит, что церковники идут на уступки в тех случаях, когда уж никак невозможно отстаивать свои прежние позиции, но цепко держатся за все, что пока еще можно удерживать из библейских мифов.

В том же выступлении папа сослался на заявление современного буржуазного астронома Уайтекера, что мир существует в его современном виде девять или десять миллиардов лет, и сделал вывод: «Итак, творение имело место во времени, итак, имеется творец».

Таким образом, католическая церковь уже не настаивает ни на том, что мир был создан несколько тысяч лет тому назад, ни на сотворении богом первого человека из глины. Она «позволяет» ученым заниматься исследованиями, она даже не возражает (какая терпимость!) против того, чтобы ученые и даже богословы «свободно» обсуждали теорию эволюции, но — в определенных рамках! В энциклопедии «Humani generis» устанавливается основное условие этой пресловутой свободы: «все должны быть готовы подчинится последнему решению церкви»[81]. Иначе говоря, наука полностью свободна, если она… полностью подчиняется церкви. В применении к вопросу об истолковании библейских текстов это значит, что любой библейский миф следует толковать не так, как это вытекает из его действительного смысла, а так, как это признает нужным непогрешимый папа и его чиновники из Библейской комиссии. Стать на такой путь — значит просто отказаться от научного подхода к Библии как к произведению, возникшему в определенную историческую эпоху и отразившему уровень общественного сознания людей этой эпохи.

Библейские темы
 Статья / Религия / Христианство / Библейские темы
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:01:36

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...