all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Красивым / Хозяйке / Твоя цена (человек и общество)

Твоя цена (человек и общество)


 Николай Баранов, 23.04.2012 17:54:18
 Твоя  цена (человек и общество)


(Нет голосов)
292 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Твоя цена (человек и общество)

В марте месяце в рамках «Закрытого показа» на первом канале был показан документальный фильм режиссера Виталия Манского «Девственность». Словом «прорыв» новый фильм Манского можно охарактеризовать лишь со стороны маркетинга. В этом плане «Девственность» действительно новый подход к документалистике – сегодня в кинотеатрах страны встретить нехудожественный фильм – большая роскошь и редкость. Премьера состоялась в 2008 году, и у фильма сложилась достаточно счастливая судьба и приличный прокат. Кроме того, он получил престижную премию «Белый слон» за «лучший документальный фильм» и главный приз фестиваля «Московская премьера» 2008 года.

Одним из самых важных и ключевых эпизодов фильма стал кастинг в реалити-шоу «Дом-2». И этот кастинг – ярчайшая иллюстрация нравственной деградации, результат изощренного пакостного эксперимента, который последовательно проводят желтые издания и того же цвета телевидение. Сегодня уже выросло поколение, родившееся в середине 1980 #8722;х, это поколение сбитых ориентиров. Косноязычные, малообразованные, никого не любящие, хорошо усвоившие и понимающие только одну мысль: за деньги можно продать абсолютно всё. И душу, и тело… А, если ты еще не продался, то тебе просто твою цену пока не заплатили. И всеми их поступками руководит неуемное желание стать узнаваемыми, знаменитыми и, конечно, богатыми.

Что они готовы сделать, чтобы понравиться продюсерам, режиссерам и «попасть в телевизор», в его символ – «Дом -2»? Да все! Они готовы буквально на все: месяцами жить в стеклянной коробке, в доме, насквозь напичканным просматривающей и прослушивающей аппаратурой, они не преминут заняться сексом с малознакомым человеком, а при этом камера равнодушно будет фиксировать их каждое движение. И плевать они хотели на миллионы жадных глаз, которые будут цинично наблюдать за ними. Они без зазрения совести будут хамить, драться, а, чтобы подставить малознакомого человека, вопрос даже не обсуждается — без проблем.

За 100 тысяч долларов они готовы съесть собственное дерьмо перед телекамерой. За $2 млн. — продать родителей. За $3 млн. — лишить себя девственности бутылкой кока-колы для рекламного ролика. И надежды режиссера, что это все - разговоры на камеру, абсолютно неоправданны. Вовсе нет. Все вышеперечисленное они сделают в действительности, и не отступят. Потому что отступать уже некуда.

В этом фильме один из основных персонажей – Москва, привлекательный и гостеприимный город, но только для гостей столицы. Холодный, страшный и враждебный - для жителей окраин. Стать своим в этом городе - задача для многих непосильная. Удается это лишь некоторым, остальные же ломаются или уезжают обратно. «Чтобы задержаться в Москве, человек должен иметь цель, железобетонный характер и упертость, а также стальные зубы и полное отсутствие моральных принципов», - говорит режиссер Виталий Манский, и в подтверждение своих слов предъявляет зрителю Москву - змея о многих головах, равнодушно пожирающего всех, кто приближается на доступное расстояние, и позволяет себя сожрать. В этом фильме всеобщий город Мечты выглядит абсолютно обобщенным, и ничуть не более привлекательным тех ужасных мест, откуда стремятся вырваться наши героини: такой же серый, заплеванный и тоскливый.

После просмотра фильма у меня сложилось четкое убеждение, что режиссер, надев резиновые перчатки, по уши залез в помойный контейнер, и, от души там покопавшись, извлек на свет божий всяческий мусор, отбросы и дерьмо, а, вытащив, с удовольствием продемонстрировал нам все это в лице трех основных героинь, которые совершенно не тянут на «героев нашего времени» со своими простыми историями. Как Манскому удалось вытянуть из этих напрочь убитых жизнью и генетическим отсутствием серого вещества бедняжек что-то человеческое и очень личное – загадка и высший пилотаж.

Девочкам хочется всего и сразу, и в своем желании они за ценой не постоят, взамен они вполне готовы отдать единственную «товарную ценность», которой обладают, свою девственность. Все остальное, что у них есть: убогая жизнь, равнодушное сердце, цепкий умишко, умеющий тщательно подсчитывать дивиденды, очевидно никому не нужны.

Вполне законченным и очень цельным получился у режиссера Виталия Манского образ первой героини Карины-Барби, абсолютно железобетонной в жизненных принципах и защищенной силой своей собственной внутренней правды. Она единственная из героинь фильма точно знает, что ей надо от жизни, и зачем она приехала в Москву.

Она действительно кукла Барби, у которой нет мозгов, а моральные принципы отсутствуют просто за их ненадобностью. В своем клиническом розовом идиотизме Карина даже не нелепа - она страшна. И мне вполне верится, что в своем стремлении иметь шикарный особняк в центре Москвы, много денег и розовую супертачку она вполне преуспеет.

Кроме того, для полного счастья ей нужна мировая известность. Нисколечко не сомневаюсь, что Мадонне придется скоро подвинуться. Карина вполне осознает, что за все в жизни надо платить, а для достижения задуманного она готова платить любую цену. Она будет тяжело трудиться в стрип-клубе, вполне может за большие деньги лишить себя девственности бутылкой кока-колы, станет «лицом» известной компании, торгующей товарами для стриптиза, и вполне счастливой «героиней» определенных интернет-сайтов.

Сложнее с другими героинями. Для многих девочек из провинции, как и для героини Манского Кристины, все, что происходит в долгоиграющем сериале «Дом-2», постепенно становится настолько реальным, настоящим, они настолько погружаются в мир «Дома», что мысль поехать в Москву и отдать свою драгоценную невинность тамошнему кумиру и «звезде» Степану Меньшикову, не кажется абсолютно идиотской на первый, и даже на второй взгляд.

Кристина едет в Москву, проходит жесточайший кастинг и попадает в скандальное реалити-шоу. Вот, что значит сила любви. Впрочем, она оттуда довольно быстро вылетает. Без любви, без денег. Степану ее девственность, ее любовь, ее жертвы оказались без надобности. Что случилось с «товаром», мне не совсем ясно, кажется, все осталось при ней.

Она, единственная из героинь имеет к режиссеру достаточно много претензий, и на «Закрытом показе» обвинила его в передергивании ее слов и в сокрытии истинной темы фильма. По тому, как чрезвычайно напрягся в студии Виталий Манский, стало ясно - точно купил и использовал.

Третья героиня фильма – Катя. Я абсолютно не соглашусь с режиссером, который чрезвычайно симпатизирует этой своей героине. Ничего хорошего в ней нет, и, на мой взгляд, она даже хуже Карины-Барби. Нет ни одной веской причины, по которой Кате позарез надо было продать свою девственность. Ее не насиловали, не душили, не избивали, она даже не была вынуждена отдать невинность за кусок очень горького хлеба и крышу над головой. Она просто бродила по интернету, случайно наткнулась на сайт с предложениями о продаже девственности, и просто решила:- «Почему не я».

Так же, как в свое время тоже не совсем адекватный Раскольников, Катя вдруг внутренне захотела себе доказать, что она не «тварь дрожащая», а сильный и решительный человек. И Катя сделает это. Ее мало интересует цена, потому что все равно любая сумма, которая больше шести тысяч рублей (только такую сумму она разом держала в руках) кажется ей огромной и невозможной. Вообще-то она сначала попросила пять тысяч долларов, но никто не дал. Три тысячи - тоже вполне сойдет.

Но режиссеру Манскому такая прямая ее цель не показалась достойной, чтобы далее раскрутить этот эпизод, он вышел из тени и стал на время героем фильма. Когда видишь, как здоровый мужик сидит в машине и занудливо и печально задает девочке, у которой только одна проблема – собственная безголовость, абсолютно бессмысленные и тягучие вопросы, то хочется немедленно выключить телевизор. Да еще остро сожалеешь, что не нашелся хоть один здравомыслящий взрослый, который сказал бы ей простые человеческие слова:- «Одумайся, что ты делаешь?!»

В итоге, после пятичасового сидения в машине, Катя настолько осоловела от вопросов режиссера, его подхалимски сочувствующего тона, что сочла за благо придумать версию, что деньги ей нужны для учебы. Нынче дорого стоит образование, и надо предполагать, как тернист путь будущих «ломоносовых» к московскому образованию.

Но совесть у Манского, конечно, есть, и он сделал попытку открыть маленькую дверцу спасения, задав героине еще один абсолютно идиотский вопрос:- «Что я должен сделать, чтобы ты передумала?» Ничего! Сделать уже ничего нельзя - слишком поздно. Она пройдет через это: получит деньги на банковскую карточку, а также пятьсот долларов за съемку в фильме и уедет в свой Ярославль.

И прав Манский, который сказал, что «люди всегда себя продавали – но не так же дешево». И, если следовать его логике: если «фильм Станислава Говорухина про то, что «так жить нельзя, и надо стараться жить по-другому», а этот — про то, что «мы так живем, и по-другому жить уже не будем», то, получается, мы уже в конце пути.

Также мне абсолютно не близка позиция автора, стремящегося всего лишь «исследовать окружающий мир, обработать информацию и превратить это в кино». Да - исследовали, превратили, увидели, в полной мере насладились, а дальше что? Я соглашусь с Александром Гордоном, который после просмотра фильма спросил режиссера и аудиторию:- «Ну, и что нового мы увидели?» Абсолютно ничего нового. И до этого фильма мы вполне догадывались, что нынче все продается и покупается. А вопрос, «что делать?», просто повис в воздухе.

Что делать с подростками, которые таких слов, как честь, совесть, достоинство, гордость, убеждения, просто не знают? И как так случилось, что они совершенно не понимают, что девственность – это не интимная физиологическая подробность, это не тело - это душа? И что будет с ними и со всеми нами, убежденными, что за теплое сытное местечко, за отдых в Боливии, за две квартиры в центре города и дачу в ближайшем Подмосковье надо платить ту цену, которую называет общество?

А мы готовы и платим. Мы напрочь забываем о своих убеждениях, мы готовы подставить любого в угоду нашим мелким целям и выгоде, мы терпим хамство и цинизм начальства, в метро мы отводим глаза и стараемся не замечать двадцатилетних мальчишек, нагло сидящих, и стариков, которые, еле держась на ногах, стоят, сцепив зубы. Мы сами себя превратили в рабов обстоятельств, привычек и мелочных желаний.

Мы стали людьми, которые ходят, опустив голову, потому что смотреть в глаза уже просто стыдно. И абсолютно наивными кажутся надежды режиссера Манского на то, что его фильм заставит широкую аудиторию ужаснуться. Люди, которые смотрят «Дом-2», неуязвимы – ничего ужаснее они в своей жизни уже не увидят.

На «закрытом показе» Эдуард Сагалаев, человек с усталыми глазами и добрым лицом сказал:- «Проблема в любви...» Дальше его заглушили словеса точно уверенных в своей правоте людей.

На что ты готов пойти? Через что можешь переступить? Готов ли ты пойти вот на это? А на это? Готов ли публично заниматься любовью со своей подругой? Другом? Собакой? За сколько продашь мать? 5 тысяч долларов устроит? А за сорок тысяч рублей киллера наймешь, чтобы навсегда убрать с дороги надоевших предков?

Самое страшное - это холодная неуязвимость и исступленная решимость, и святая вера, что впереди ждет другая – лучшая – жизнь. А что за нее надо заплатить – так это ж справедливо: за все надо платить.

Завтра ты будешь «в шоколаде». А цена та, которую дают за твое тело, как в фильме. Или цена твоей души, как в жизни…
Твоя цена (человек и общество)

 Статья / Красивым / Хозяйке / Твоя цена (человек и общество)
 Николай Баранов, 23.04.2012 17:54:18

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...