С чего всё начиналось, или по следам Великого чайного пути
На верблюдах и санях через пустынные пространства Центральной Азии и глухие леса Сибири везли из Китая в Россию тюки с чаем. Этот путь был назван чайным по названию основного товара. Но вместе с чаем перевозились и многие другие товары, поэтому чайный путь был не только торговой дорогой, но способствовал экономическому развитию и культурному обновлению.
Чайный путь начинался в Калгане, куда с чайных фабрик Южного Китая свозили чай для дальнейшей отправки в Россию. Калган - ворота Китая в прямом смысле этого слова. Город стоит сразу за Великой Китайской стеной. Перед городскими воротами, устроенными в Великой Китайской стене, располагается торговое предместье, где размещались торговые представительства крупнейших русских чайных фирм. Здесь формировались караваны.
От Калгана караваны с чаем шли через Гоби к Урге. Дорог через Гоби несколько, и караваны часто переходили с одной на другую, отыскивая более свободный путь. Движение по Гоби, очень интенсивное осенью, зимой и весной, полностью замирало летом, потому что монголы, которые были основными подрядчиками в перевозках на этом участке, отпускали верблюдов в степь нагуляться и восстановить силы. В Урге караваны проходили поверхностный осмотр и переправлялись дальше в Кяхту.
Кяхта была единственным в мире посёлком миллионеров. На гостином дворе Кяхты караваны разгружались. Ящики с чаем осматривались и зашивались в сырые бычьи шкуры шерстью вовнутрь. Такой тюк носил название "цыбик". По сырой коже цыбики маркировались резцом. Рабочих, зашивавших тюки, называли ширейшиками, а тех, кто маркировал, осматривал и перетаскивал, - савошниками. С тюками, в которых привозились ценные сорта чёрного чая, работы было мало. Они были упакованы в три слоя: бумага, свинцовая фольга и собственно ящик, плетённый из бамбуковых волокон. Кирпичный чай упаковывали без фольги, поэтому он часто покрывался плесенью. Савошникам приходилось разворачивать каждый кирпич чая и счищать плесень. Зашитые цыбики грузились на телеги или сани и отправлялись дальше.
От Кяхты до Иркутска шли две дороги. Самая короткая, Удунгинский тракт, проходила через хребет Хамар-Дабан. Этот путь был проложен только во второй половине XIX в. До его открытия пользовались старым Иркутским трактом через Селенгинск и Верхнеудинск. Оба тракта замыкались на станции Мысовая, откуда грузы через озеро Байкал перевозились на пароходе до порта Листвиничное. Зимой на этом участке прокладывалась ледовая дорога.
Иркутск был сначала только перевалочным пунктом, но после 1861 г. он стал таможенным городом. С каждого тюка чая взымалась пошлина, поступавшая в казну государства. На цыбик ставился штамп о взятии пошлины. После этого чай поступал на российский рынок. Вместе с пошлиной поднималась и цена на чай.
Из Иркутска чайный караван двигался через Красноярск, Тобольск, Тюмень на Ирбитскую ярмарку. Ирбитская ярмарка проходила в Ирбитской слободе Пермской губернии с февраля по март. Эта ярмарка установилась с 1646 г. и служила местом обмена и распродажи европейских товаров и товаров Востока. Слобода жила только ярмаркой, многие дома и здания большую часть года пустовали и использовались лишь в период ярмарки. Слобода во время ярмарки кишела народом. Шла бойкая торговля. На Сенной и Торговой площадях устраивались балаганы, приезжал театр. Оборот ярмарки составлял 30-50 млн. руб. (на конец XIX в.). Видное место на ярмарке занимала торговля чаем, дающая 12-20 % от оборота (4-5 млн. руб.).
Кроме Ирбитской ярмарки крупная торговля чаем была в Тобольске и Нижнем Новгороде. Какую-то часть чая продавали на местных рынках по пути следования.
С чего всё начиналось, или по следам Великого чайного пути