Чай в России опережает по популярности кофе, соки, прохладительные напитки и минеральную воду. По оценкам экспертов, в настоящее время каждый житель России выпивает в среднем от 500 до 770 чашек чая в год.
По оценкам Компании "Май", в 2004 году россияне заварили почти 165 тысяч тонн чая и потратили на это около 1,1 млрд долларов. Специалисты отмечают, что российский рынок чая достаточно сильно консолидирован. В четверку лидеров входят два российских оператора - ОАО "Компания "Май" (Москва) и ООО "Орими Трэйд" (Санкт-Петербург), а также две международные компании - Ahmad Tea Ltd. (Великобритания) и Unilever NV/Plc (Великобритания - Нидерланды).
По оценкам аналитической компании ACNielsen, на их долю приходится 62,8% рынка в объемном выражении и 63,3% - в стоимостном. Раньше иностранцы работали в основном в дорогих сегментах, оставляя отечественным операторам нишу "демократичных" чаев. В последние годы российские компании, следуя за общим трендом развития рынка, все более активно начинают работать в дорогих сегментах.
На российском рынке чая при относительно невысоких темпах роста наблюдается удорожание. Эта тенденция четко прослеживается в крупных городах: натуральные объемы продаж выросли на 10% по сравнению с прошлым годом, тогда как стоимостные - на 28%.
В январе 2005 года средняя стоимость килограмма чая выросла до 250 рублей.
Лидерами продаж в прошлом году признаны марки премиального сегмента (220-399 рублей за кг) - на их долю пришлось 36,4% продаж. На втором месте (33,8%) оказалась продукция среднего ценового сегмента (130-219 рублей за кг), на третьем месте (28,7%) - дешевые чаи, стоимость которых колеблется от 50 до 129 рублей за кг.
По мере роста доходов населения и прихода на рынок новых брендов сокращается доля картонной упаковки: многие потребители стали отдавать предпочтение более дорогой продукции, упакованной в жесть или в деревянную, холщовую и фаянсовую тару.
Лидером рынка, по данным ACNielsen, по-прежнему остается традиционный черный чай (на его долю в период с декабря 2003 года по ноябрь 2004 года пришлось 89,9% в стоимостном выражении). Постепенно набирает обороты зеленый чай (8,5%). Доля фруктовых и травяных чаев на рынке составила соответственно 1% и 1,6%, красного и белого чая - менее 0,01%.
По материалам: gzt.ru
Объем российского рынка чая на начало 2005 года составил 165 тысяч тонн