all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Статьи / Чай / «История мира в шести стаканах» Тома Стендеджа

«История мира в шести стаканах» Тома Стендеджа


 Николай Баранов, 23.04.2012 17:52:46
«История мира в шести стаканах» Тома Стендеджа


(Нет голосов)
345 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

«История мира в шести стаканах» Тома Стендеджа


Я недавно ездил в Шотландию, и в связи с этим прочитал очень интересную книгу о вкладе шотландцев в европейскую цивилизацию. Вклад был велик. По мнению автора книги, современная цивилизация вообще была создана шотландцами, и занимались они ее созданием главным образом в XVIII веке. И то сказать, в одно время в Эдинбурге и Глазго жили, работали и дружили Дэвид Юм и Адам Смит, заложившие основы нашего миропонимания, Джеймс Уатт, чьи изобретения сделали возможной индустриальную революцию, Роберт Адам — основатель неоклассического стиля в архитектуре (его ученик Чарльз Камерон оставил нам лучшие образцы этого стиля в Царском Селе и Павловске под Санкт-Петербургом) и многие другие выдающиеся философы, врачи, юристы и инженеры.

Причем все эти умные и деятельные люди занимались своим делом весело, чему весьма способствовали два обстоятельства. Во-первых, все они были общительны и встречались почти ежедневно, а во-вторых, их встречи сопровождались обильными возлияниями. Нет, виски они не пили. Виски в то время был напиток сельской бедноты, вроде самогона. Пили французское вино, в котором знали толк. В среднем две бутылки в день.

Уже по возвращении из Шотландии мне попалась новая книга Тома Стендеджа «История мира в шести стаканах» [Tom Standage A History of the World in Six Glasses, Walker]. Оказалось, правда, что не во всех стаканах алкоголь, а только в трех. В первом — пиво. Стендедж рассказывает, как его варили в древней Месопотамии и Египте. Во втором — вино. Вино, судя по всему, такой же древний напиток, как пиво, но Стендедж связывает его только с древней Грецией и Римом. В третьем — спирт, изобретенный в средние века арабами, но из спиртного Стендедж выделяет виски и в особенности ром, который, по его мнению, сыграл немалую роль в создании Соединенных Штатов Америки. В четвертом стакане — кофе, тоже исторически связанный с революцией напиток. В пятом — чай, напиток британского империализма. В шестом, увы, кока-кола.

«Веселие Руси есть пити» — но, как выясняется из книги Стендеджа, и всего человечества тоже. В конце концов мы состоим на 65% из воды (мы — мужчины: женщины — на 56%), мы теряем два с половиной литра этой воды в сутки и, чтобы жить, нам надо эту потерю постоянно восполнять.

О том, как восстанавливал жидкостный баланс английский джентльмен во второй половине XVII века, оставил интереснейшее свидетельство в своих подробных дневниках Сэмюэл Пепис, который каждый день записывал для потомства, что, как и с какими последствиями он ел и в особенности пил. Не пил Пепис только воды. Боялся. Вода в Лондоне была источником заразы. Поэтому начинал он день со специального слабого пива за завтраком. За обедом пил в больших количествах белое рейнское и красное бургундское вино, а во время работы промачивал горло хересом.

Пепис жил в переходный, по хронологии Стендеджа, период: от вина к кофе. Кофе в это время в Англии был очень дешев. Пепис потреблял его наряду с вином в больших количествах. А вот чай и шоколад (какао) были очень дороги. Пепис был человек небедный, но чай или какао пил только как лекарство. Так, он записывает однажды, что накануне вечером перепил (это по его-то меркам!), и для того, чтобы поправиться, утреннее пиво выпил пополам с какао. Можете вы себе такое представить? Я не могу. А вот Пепис уверяет, что полегчало.

Революционная роль кофе состоит в том, что с его распространением в Европе распространились и кофейни, кафе, где по традиции смешивались люди разных сословий и вели свободные разговоры на политические темы. Кофейни стали рассадниками либерализма. Французская революция вышла на улицы Парижа из дверей кафе.

А вот американскую ускорил ром. Политико-экономическая схема была такая. Предприниматели Нового Света владели плантациями сахарного тростника на островах Карибского моря. Для работы на тростниковых плантациях привозили из Африки черных рабов. Отход, получавшийся в больших количествах от производства сахара, — черная патока, — служил сырьем для производства рома. Ром американцы пили сами, продавали европейцам и везли в Африку, где обменивали опять-таки на черных рабов. Прибыль от этой схемы «товар-ром-товар» была очень большая, и когда английская корона захотела прибрать ее к рукам путем налогов, американцы и взбунтовались.

Надо ли говорить, что это — весьма неортодоксальное толкование причин американской революции, но доля исторической истины в нем есть.

Примерно так же рисует Стендедж расцвет Британской империи. Сначала чай англичане покупали в Китае за серебро. Потом серебра стало маловато. А вот мака в британских владениях в Индии хоть косой коси. Британцы стали продавать китайцам опиум за серебряные деньги, а за это же серебро покупать чай.

Поскольку я терпеть не могу кока-колу и прочие сладкие шипучки, окончание истории по мистеру Стендеджу меня не радует. Хотя он, наверное, прав. Ведь с чего начался распад СССР? С того, что там стали производить американские пепси, фанту и прочую лабуду. Так что в стакане нашей эпохи пузырится вода с сахаром и набором химикалий.

Правда, в эпилоге Стендедж предсказывает, что на смену эпохе кока-колы приходит эпоха чистой воды. Обрадовал.


«История мира в шести стаканах» Тома Стендеджа
 Статья / Статьи / Чай / «История мира в шести стаканах» Тома Стендеджа
 Николай Баранов, 23.04.2012 17:52:46

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...