all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Статьи / Чай / История чая в Англии

История чая в Англии


 Николай Баранов, 23.04.2012 17:52:46
История чая в Англии


(Нет голосов)
853 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

История чая в Англии


16 век

Чай был неизвестен европейцам вплоть до 16 столетия. Впервые на Западе он упоминается в 1559 г . в книге Гиаммбттаиста Рамусио «Вояжи и Путешествия». Автор описывает чай как горячий напиток с целебными свойствами. В 1560х преподобный Гаспер да Круз упоминает о чае в своем письме в Португалию из Китая, а преподобный Луис Альмеда - в своем письме из Японии в Италию.

Не смотря на столь ранние упоминания, чай не привозили в Европу до 16 века. Британия открыла чай благодаря голландцам. Сначала в англичане называли новый напиток «ча», от кантонинского (область Китая) названия чая. Позднее, «ча» сменилось на «тэй». Произошло это потому, что англичане стали закупать чай не в Кантоне, а в Амое, где слово чай звучит как T " e .

17 век

В 1662 г . король Британии Карл II взял в жены португальскую принцессу Катарину Браганцкую, с которой и началась победное шествие чая по Британии. Чай заменял Катарине вино, и многие аристократы последовали ее примеру . Чай стал придворным напитком, совершенно вытеснив эль.

В 1664-1666 гг., стараясь снискать расположение Карла II , английская Ост-Индская компания покупала в Европе штучные партии чая в качестве подарка для королевы Катарины. Кроме этих подарков, до 1668 г . компания не считала нужным импортировать чай из Китая. Более того, чай не считался особо ценным товаром еще 9 лет. В 1669 году весь импорт из Голландии был запрещен, и Ост-индская компания получила монополию на все торговые операции с чаем.

Сначала напиток стали продавать в аптеках и кофейных домах ( coffee houses ) Британии. Кофейные дома были средоточиями деловых и торговых новостей. Их содержали исключительно мужчины. Эти заведения были образцами воздержанности и трезвого образа жизни. Здесь говорили о литературе, политике, искусстве. В кофейный дом приходили для того, чтобы почитать свежие газеты, узнать последние известия и пообщаться с друзьями.

Подобно сегодняшним клубам, большинство кофейных домов имели свою собственную атмосферу и свой круг посетителей. У представителей каждой профессии, каждого общественного класса был свой кофейный дом.

К концу 17 столетия кофе и чай начали потихоньку перебираться и частные дома, и многие кофейни превращались в закрытые клубы для мужчин. Таким клубом стал, к примеру, кофейный дом Эдварда Ллойда в 1687 г . Позднее этот клуб превратится в знаменитую страховую компанию Lloyds of London .

Кофейные дома были настолько активны в обсуждении политики, что британское правительство усмотрело в них угрозу. Так 29 декабря 1675 года король Карл II подписал указ о закрытии всех кофейных домов к 10 января 1676г., ибо, по его мнению, они были «местом отдыха ленивых и нелояльных людей». Однако возмущение населения было столь велико, что 8 января 1676 г , за два дня до его вступления в силу, монарх благоразумно отменил свое решение и кофейные дома остались открытыми.

Несомненно, одну из ключевых ролей в популяризации чая в Англии сыграла Катарина Браганцкая. Т.к. чай подавали в кофейнях, которые посещали исключительно мужчинами, на потребление чая женщинами в обществе смотрели бы с неодобрением, если бы не ее пример. Тот факт, что Катарина возвела чай из «медицинских» напитков в придворные примерно в 1685г сделал его популярным в литературных кругах.

К 1686 г . чай уже продавался на рынках, и Ост-Индская компания рассматривала это как часть обычной торговли. К 1700 чай составлял лишь малую часть от общей торговли Британии с Азией. Цены на чай были нестабильными, когда Ост-индская компания, в связи с все возрастающим спросом, заказывала все большие партии чая.

18 век

В 1717 году в Лондоне был открыт первый чайный магазин «Золотой лев», где наряду с мужчинами могли посидеть за чашкой чая и женщины .

В 1720 году английский парламент запретил импорт текстильных изделий, с целью поощрить местное производство. И если до этого чай являлся товаром второстепенным, то теперь к нему относились с повышенным интересом, как к товару, заменившему шелк – главный экспортный товар Китая. К счастью для английских шелкоторговцев, вынужденных было свернуть все дела, чай становился в Британии все более популярным, и они быстро переквалифицировались.

Благодаря растущей торговле чаем, был создан прямой канал его поставок - Кантон-Британия, и цены на чай стабилизировались.

До начала 18 века, единственными регионами в мире, поставляющими кофе, были Аравия, Новая Гвинея и (тогда) провинция Эфиопии Эритрея. Эти страны никак не контролировались Европой, однако были неспособны увеличивать объемы кофейного производства. Несмотря на то, что голландцы пытались выращивать кофе в других частях света, арабский кофе все же оставался самым популярным. Поставки арабского кофе были крайне нестабильны, и растущий спрос заставлял производителей снова и снова повышать цены. Поставки же чая, равно как и его цена, стабилизировались раньше, поэтому торговцы предпочитали иметь дело с чаем и рекламировали его гораздо усерднее, чем кофе.

Существует теория, что небывалая популярность чая в Великобритании в 1700 гг. по сравнению с шоколадом и кофе связана с …патриотизмом! Чай поставлялся из английских колоний, тогда как шоколад привозили из небританской Аравии, а кофе из контролируемых Испанией и Португалией Америк.

Однако у этой теории есть свои слабые места. Дело в том, что в те времена и кофе, и чай импортировались из независимых государств. Кофе выращивали в Аравии, а чай в Китае. И лишь в раннем 19 веке чай стали выращивать в английских колониях: Ява (Индия) и на Цейлоне.

Количество импортируемого чая снова возросло в первой половине 18 столетия. С 1650 по 1700 Британия импортировала примерно 181б 500 фунтов чая. В 1750х гг. примерно 40 миллионов фунтов чая было легально ввезено в Англию. Контрабандного чая из Европы было едва ли меньше, чем официально импортируемого Ост-индской компанией. В 1725 контрабандисты частенько подмешивали в чай опилки и песок. Удивительно, что при огромном количестве чая сомнительного качества, напиток нисколько не утрачивал популярности.

Секрет того, почему чай в Англии стал популярнее кофе, заключается в самом способе его приготовления. Кофейную заварку можно использовать всего один раз, т.к. повторное заваривание дает довольно посредственный вкус. Чай - совсем другое дело. Листья можно заваривать несколько раз без особого ущерба для вкуса (хотя цвет настоя с каждым разом становится слабее). Так, пока в Англии цены на чай не упали в середине 19 века, рабочие покупали спитой чай у буржуа. Кроме того, количество завариваемого чай можно варьировать, тогда как с кофе этот номер не пройдет: сравните чашку слабо заваренного чая и чашку слабо заваренного кофе.

19 век

Китайский чай поставлялся в Британию до 1883 г . Из-за все возрастающей напряженности между Англией и Китаем в 1831 г . торговля была резко ограничена, когда Китай позволил иностранным торговцам контактировать только лишь с портом Кантон. В 1834 г . по указу китайского императора все порты были закрыты для иностранных судов до конца англо-китайской войны в 1842 г .

Первый чай из Явы (Индия) появился в Англии в 1835г, и несколько последующих лет урожаи чая на Яве был не большими. Чайная торговля Англии с Индией началась примерно в 1838 г . Цены на индийский чай были очень высоки, а доставки оставались нерегулярными до 1860х.

В Шри-Ланке (О Цейлон) чай не выращивали до 80х гг. 19 века. И хотя чаепитие продолжало оставаться одним из излюбленных занятий англичан, потребление напитка оставалось достаточно умеренным - примерно 3 фунта на человека в год. Так продолжалось до 1849 г . когда потребление чая резко скакнуло вверх.

Суда-клиперы, впервые построенные в США в ранних 1830х, были самыми быстрыми средствами для транспортировки чая. Они стали распространены в Британии ранних 1840х гг, когда снова наладилась торговля с Китаем. Чтобы доплыть до Китая и вернуться обратно, клипером требовалось вдвое меньше времени по сравнению с обычным парусником. До открытия Суэцкого канала в 1869 г . клиперы были жизненно необходимы для чайной торговли до конца 1880х. Особой популярностью у англичан пользовались гонки клиперов . Благодаря клиперам также существенно снизились цены на чай, и его смог себе позволить рабочий класс.

Создание чайных блендов в Англии началось примерно в 1870 году, когда чаеторговцы начали смешивать различные сорта чая из разных регионов для того, чтобы получить новый стабильный вкус. Теперь потребитель в точности знал, какой аромат у чая, который он покупает, и, открыв свой любимый бленд, как правило, окончательно останавливал на нем свой выбор. Снижение таможенных пошлин на импорт чая еще более снизили его цену, поэтому покупать любимый бленд стало еще более экономически оправданным. Цены на чай стали еще ниже с первыми поставками черного чая из цейлонских колоний во второй половине 1880х.

20 век

К 1938 году потребление чая достигло 9б,11 фунтов на человека, а чай к тому времени уже стал неотъемлемой частью британской культуры.

Сегодня

Как верно заметил глава Чайного Совета Великобритании Билл Горман, в ХХ I веке чай стал интересным и модным – и не только с точки зрения потребления, но и событий, происходящих вокруг него.

Слова мистера Гормана как нельзя лучше подтверждает премиальный английский чайный бренд Curtis and Patridge .


История чая в Англии
 Статья / Статьи / Чай / История чая в Англии
 Николай Баранов, 23.04.2012 17:52:46

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...