all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Статьи / Чай / Чай и купец Губкин

Чай и купец Губкин


 Николай Баранов, 23.04.2012 17:52:40
Чай и купец Губкин


(Нет голосов)
791 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Чай и купец Губкин


Сегодня мы очень мало знаем о первых русских чаеторговцах. А ведь к началу 20 в годовые обороты их фирм в России составляли сотни миллионов рублей! Наиболее известными чайными товариществами были: "Высоцкий и Ко", "С. Перлов", "Петр Боткин", "Караван", "Братья К. и С. Поповы", "Василий Петров", "Медведев", "Климушкин".

Однако самыми именитыми в русской торговле чаем - и это признают многие исследователи - стали купцы династии Губкиных. Девиз их работы провозгласил родоначальник - Алексей Семенович:

"Наилучший продукт по дешевой цене в любое время в любом месте".

Чайная слуЧАЙность...

Между прочим, чай был открыт случайно. По легенде, однажды китайскому императору Шэнь Нуну упало в кружку несколько листьев с чайного куста. Обычная вода приобрела золотисто-желтый цвет и приятный вкус. Утолив жажду, император ощутил прилив бодрости и сил, и поэтому решил и впредь довольствоваться этим чудесным напитком.

Пусть эта фраза звучала без рекламных изысков, но зато каждое ее слово было правдой! Купцы Губкины вели свое дело честно и надежно. Им доверяли и покупатели, и партнеры по бизнесу. Начав с обычных чайных караванов из Китая, Губкины постепенно оборудовали чаеразвесочные фабрики в Москве, Одессе, Тюмени, Самарканде, Иркутске; открыли собственные закупочные конторы в Китае, Индии, на Цейлоне, на острове Ява и в Англии.

"Мало своих, так Алешка удумал закупить чужие банные веники. И не где-нибудь, а таскался за ними аж в Кяхту!"

Так подшучивали дома над купцом Алексеем Семеновичем Губкиным - первопроходцем чайного дела в России. Едва просохшие, сбитые в большущие тюки зеленые нерассортированные листья чая действительно сильно напоминали банные веники. Такими были первые партии товара купца Алексея Губкина, привезенные из далекого города Кяхты на границе с Монголией.

А началась славная русская чаеторговля с риска, который, как показала история, был благородным.

Не ботинком единым богат русский купец!

Летом 1840 г в России сильно упали цены на изделия легкой промышленности. Губкины, которые в то время тачали обувь и шили рукавицы, могли оказаться на мели. И тогда Алексей Семенович отважился на риск. Все, что привез на ярмарку, отдал китайцам за чай.

С этой поры завязалось в России одно из самых доходных дел. Алексей Губкин отделился от братьев и навсегда бросил кожевенное производство.

Однако новый товар предстояло поставить на поток. Путь чая был дальний: на лошадях тюки везли из Китая через всю Монголию, Сибирь, Иркутск, Томск на знаменитую некогда Ирбитскую ярмарку - это более 4 тысяч верст, полных опасностей.

Какие бы то ни было опоздания исключались. Точно в срок Алексей Губкин продавал оптом свои "веники" уральским купцам, а то, что оставалось, успевал переправить на ярмарку в Нижний Новгород.

ЧрезвыЧАЙная важность!

Постепенно чаеторговля заняла очень важное место в экономической жизни России. В 19 в знаменитая ярмарка в Нижнем Новгороде начиналась не в момент официального открытия, а при продаже первого "цыбика" (упаковки) чая.

От порядка к авторитету

Розничной торговли в ту пору еще не было: хочешь не хочешь, а бери громадную фактуру - так назывался тюк, набитый разными сортами чая. Это доставляло множество неудобств. К тому же перекупщики, кое-как расфасовав сырье, так взвинчивали цены, что отпугивали покупателей.Дело надо было упорядочить. С этой целью Алексей Губкин направил своих представителей в Сибирь, Кяхту, Тяньцзинь, Ханькоу и другие крупные торговые центры Китая. Купец выяснил не только особенности чаеторговли, но всего, что происходит на пути товара от плантации до прилавков.

ГоряЧАЙше любимый!

Чай в России был настолько дорог (во всех смыслах), что в дворянских усадьбах хозяйка обычно хранила этот ценный продукт не в кладовой, а в собственной спальне, в комоде. Для этого использовались специальные ларцы-чайницы, обитые изнутри свинцовой фольгой.

Губкин досконально изучил свойства и цены наилучших сортов чая, способы его сушки, перевозки, дробления, упаковки. Благодаря такому подходу к делу фирма Губкина завоевала прочный авторитет. Ее продукция стала обыденной даже в самых бедных слоях населения. Чай "ворвался" в быт людей и "потянул" за собой целый ряд, как мы теперь выражаемся, сопутствующих товаров. Бойко пошла торговля самоварами, сахаром, кондитерскими изделиями и, наконец, великим множеством самой разнообразной посуды.

И себе, и людям!

Чайные предприятия Губкина открыли тысячи и тысячи рабочих мест в разных отраслях производства. Российское правительство по достоинству оценило такой вклад в развитие экономики. Купцу Алексею Губкину был "высочайше пожалован чин действительного статского советника и орден Святого Владимира III степени".

Хорошо отлаженное дело Алексея Губкина продолжил его внук, объявивший об учреждении Товарищества "Преемник Алексея Губкина Александр Кузнецов и Ко". Наследник больше занимался благотворительностью - это был человек другого склада, чем дед, но не из тех, кто пускает "на ветер" нажитое предками. Его благородство служило хорошей рекламой фирме, а делами производства занимались опытные управляющие.

В истории полно парадоксов. Чтобы потомки считали что-либо совершенно необходимым в повседневности, предкам приходится изрядно потрудиться. Чтобы мы сейчас "баловались чайком" между делом, купец Алексей Губкин, его преемники и товарищи по бизнесцеху сделали торговлю и распространение чая делом всей жизни. Они заработали миллионные состояния, а мы сегодня получаем миллионы удовольствий и пользы от чашечек ароматного напитка.


Чай и купец Губкин
 Статья / Статьи / Чай / Чай и купец Губкин
 Николай Баранов, 23.04.2012 17:52:40

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...