Чай и купец Губкин
Сегодня мы очень мало знаем о первых русских чаеторговцах. А ведь к началу 20 в годовые обороты их фирм в России составляли сотни миллионов рублей! Наиболее известными чайными товариществами были: "Высоцкий и Ко", "С. Перлов", "Петр Боткин", "Караван", "Братья К. и С. Поповы", "Василий Петров", "Медведев", "Климушкин".
Однако самыми именитыми в русской торговле чаем - и это признают многие исследователи - стали купцы династии Губкиных. Девиз их работы провозгласил родоначальник - Алексей Семенович:
"Наилучший продукт по дешевой цене в любое время в любом месте".
Чайная слуЧАЙность...
Между прочим, чай был открыт случайно. По легенде, однажды китайскому императору Шэнь Нуну упало в кружку несколько листьев с чайного куста. Обычная вода приобрела золотисто-желтый цвет и приятный вкус. Утолив жажду, император ощутил прилив бодрости и сил, и поэтому решил и впредь довольствоваться этим чудесным напитком.
Пусть эта фраза звучала без рекламных изысков, но зато каждое ее слово было правдой! Купцы Губкины вели свое дело честно и надежно. Им доверяли и покупатели, и партнеры по бизнесу. Начав с обычных чайных караванов из Китая, Губкины постепенно оборудовали чаеразвесочные фабрики в Москве, Одессе, Тюмени, Самарканде, Иркутске; открыли собственные закупочные конторы в Китае, Индии, на Цейлоне, на острове Ява и в Англии.
"Мало своих, так Алешка удумал закупить чужие банные веники. И не где-нибудь, а таскался за ними аж в Кяхту!"
Так подшучивали дома над купцом Алексеем Семеновичем Губкиным - первопроходцем чайного дела в России. Едва просохшие, сбитые в большущие тюки зеленые нерассортированные листья чая действительно сильно напоминали банные веники. Такими были первые партии товара купца Алексея Губкина, привезенные из далекого города Кяхты на границе с Монголией.
А началась славная русская чаеторговля с риска, который, как показала история, был благородным.
Не ботинком единым богат русский купец!
Летом 1840 г в России сильно упали цены на изделия легкой промышленности. Губкины, которые в то время тачали обувь и шили рукавицы, могли оказаться на мели. И тогда Алексей Семенович отважился на риск. Все, что привез на ярмарку, отдал китайцам за чай.
С этой поры завязалось в России одно из самых доходных дел. Алексей Губкин отделился от братьев и навсегда бросил кожевенное производство.
Однако новый товар предстояло поставить на поток. Путь чая был дальний: на лошадях тюки везли из Китая через всю Монголию, Сибирь, Иркутск, Томск на знаменитую некогда Ирбитскую ярмарку - это более 4 тысяч верст, полных опасностей.
Какие бы то ни было опоздания исключались. Точно в срок Алексей Губкин продавал оптом свои "веники" уральским купцам, а то, что оставалось, успевал переправить на ярмарку в Нижний Новгород.
ЧрезвыЧАЙная важность!
Постепенно чаеторговля заняла очень важное место в экономической жизни России. В 19 в знаменитая ярмарка в Нижнем Новгороде начиналась не в момент официального открытия, а при продаже первого "цыбика" (упаковки) чая.
От порядка к авторитету
Розничной торговли в ту пору еще не было: хочешь не хочешь, а бери громадную фактуру - так назывался тюк, набитый разными сортами чая. Это доставляло множество неудобств. К тому же перекупщики, кое-как расфасовав сырье, так взвинчивали цены, что отпугивали покупателей.Дело надо было упорядочить. С этой целью Алексей Губкин направил своих представителей в Сибирь, Кяхту, Тяньцзинь, Ханькоу и другие крупные торговые центры Китая. Купец выяснил не только особенности чаеторговли, но всего, что происходит на пути товара от плантации до прилавков.
ГоряЧАЙше любимый!
Чай в России был настолько дорог (во всех смыслах), что в дворянских усадьбах хозяйка обычно хранила этот ценный продукт не в кладовой, а в собственной спальне, в комоде. Для этого использовались специальные ларцы-чайницы, обитые изнутри свинцовой фольгой.
Губкин досконально изучил свойства и цены наилучших сортов чая, способы его сушки, перевозки, дробления, упаковки. Благодаря такому подходу к делу фирма Губкина завоевала прочный авторитет. Ее продукция стала обыденной даже в самых бедных слоях населения. Чай "ворвался" в быт людей и "потянул" за собой целый ряд, как мы теперь выражаемся, сопутствующих товаров. Бойко пошла торговля самоварами, сахаром, кондитерскими изделиями и, наконец, великим множеством самой разнообразной посуды.
И себе, и людям!
Чайные предприятия Губкина открыли тысячи и тысячи рабочих мест в разных отраслях производства. Российское правительство по достоинству оценило такой вклад в развитие экономики. Купцу Алексею Губкину был "высочайше пожалован чин действительного статского советника и орден Святого Владимира III степени".
Хорошо отлаженное дело Алексея Губкина продолжил его внук, объявивший об учреждении Товарищества "Преемник Алексея Губкина Александр Кузнецов и Ко". Наследник больше занимался благотворительностью - это был человек другого склада, чем дед, но не из тех, кто пускает "на ветер" нажитое предками. Его благородство служило хорошей рекламой фирме, а делами производства занимались опытные управляющие.
В истории полно парадоксов. Чтобы потомки считали что-либо совершенно необходимым в повседневности, предкам приходится изрядно потрудиться. Чтобы мы сейчас "баловались чайком" между делом, купец Алексей Губкин, его преемники и товарищи по бизнесцеху сделали торговлю и распространение чая делом всей жизни. Они заработали миллионные состояния, а мы сегодня получаем миллионы удовольствий и пользы от чашечек ароматного напитка.
Чай и купец Губкин