all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Религия / Буддизм / Жизнь монахов

Жизнь монахов


 Николай Баранов, 23.04.2012 17:52:37
Жизнь монахов


(Нет голосов)
618 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Жизнь монахов



Жизнь монахов. Буддийский монашеский кодекс



В ранние годы деятельности Будды не было нужды формулировать какие-либо дисциплинарные правила. Все монахи, следовавшие за ним, – общины монахинь тогда еще не существовало – были людьми высоких личных достижений, тех, кто преуспел в уничтожении всех или многих ментальных загрязнений. Они знали учение Будды хорошо и вели себя соответственно. В каноне говорится, как почтенный Сарипутта, один из главных учеников Будды, достаточно рано просил Будду установить Патимоккху, или свод правил. Этот свод правил мог бы обеспечить долгую жизнь учению Будды, подобно тому, как нить, связывающая вместе цветочные украшения, обеспечивает, чтобы цветы не были рассеяны ветром. Будда ответил, что время для такого свода еще не пришло, так как даже самые отсталые члены общины в то время уже имели первый опыт приближения к цели. Только когда ментальные загрязнения (асава) дадут о себе знать в общине, возникнет необходимость в правилах Патимоккхи.

Время проходило, условия, которые позволили ментальным загрязнениям проникнуть в общину, начали появляться. В Бхаддали – сутта (М. 67) Будда перечисляет пять таких условий:

"Бхаддали: "Почему это, уважаемый господин, раньше было немного правил поведения, а число монахов, утвердившихся в знании Пробуждения, было велико? И почему сейчас, когда стало много правил поведения, меньше монахов утверждается в знании Пробуждения?" (Бхаддали, который не хотел жить по дисциплинарным правилам, предполагает, что увеличение числа правил является причиной того, что меньшее число монахов достигает Пробуждения. Будда, однако, предлагает другое объяснение.)

Будда: "Так и есть, Бхаддали. Когда живые существа начали вырождаться, и истинная Дхарма начала исчезать, появилось много дисциплинарных правил, а число монахов, утвердившихся в знании Пробуждения, стало невелико. Учитель (т. е. сам Будда) не устанавливал правила поведения до тех пор, пока не возникли условия, которые способствовали подъему ментальных загрязнений в общине. Но когда возникли такие условия, Учитель установил правила поведения как средство противодействия таким условиям. .. Эти условия не возникали до тех пор, пока община не стала большой. Но когда община стала большой, создались условия, способствующие подъему ментальных загрязнений в общине. ...Когда община стала обладать большими материальными средствами, ...высоким статусом в обществе, ...большим корпусом учения (текстов), ...когда община просуществовала уже долгое время, ... тогда создались условия, способствующие подъему ментальных загрязнений в общине."

Таким образом, правила сами по себе не были причиной дегенерации общины, и условия, способствующие подъему ментальных загрязнений, не были сами по себе загрязнениями. Скорее, усложнение жизни общины предоставило для монахов возможность действовать на основе их загрязнений, и правила – хотя они не могли предотвратить любое из этих условий – должны были соответственно усложниться.

Устанавливая правила поведения, Будда обосновывал необходимость этого десятью причинами: для совершенства сангхи, для мира в сангхе, для воздержания от бесстыдства, для удобства бхикшу хорошего поведения, для подавления загрязнений, относящихся к прошлой жизни, для предупреждения загрязнений, относящихся к будущей жизни, для поднятия веры в неверующих, для возрастания верующих, для утверждения истинной дхармы и для воспитания учеников .

Эти причины распадаются на три типа. Первые два являются внешними: обеспечить мир и правильное поведение внутри собственно сангхи и воспитывать и защищать веру среди мирских последователей буддизма. Причины третьего типа являются внутренними: помочь контролю и предотвращению ментальных загрязнений внутри каждого отдельного монаха. Это последнее подразделение быстро становится главным для каждого, кто серьезно пытается соблюдать правила, так как они помогают развивать внимательность и сосредоточенность при выполнении любых действий – те качества, которые необходимы при тренировке сознания (ума).

Жизнь монахов
 Статья / Религия / Буддизм / Жизнь монахов
 Николай Баранов, 23.04.2012 17:52:37

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...