Статья / Религия / Буддизм / Зависимое происхождение
Зависимое происхождение
Зависимое происхождение
Элементы зависимого происхождения
мир круговорота полон страданий;
причина этих страданий;
возможность прекратить страдания и
путь, ведущий к прекращению страданий.
Теоретическое обоснование второй и третьей истины разработано в УЧЕНИИ О ЗАВИСИМОМ ПРОИСХОЖДЕНИИ. В легенде говорится, что
...тогда Блаженный в течение первой стражи ночи остановил свой ум на цепи причинности, понимаемой в прямом и обратном порядке:
Из неведения возникают санскары (очертания);
из санскар — сознание;
из сознания возникают имя и форма;
из имени и формы возникают шесть областей (области шести органов чувств: глаза, уха, носа, языка, тела, т.е. осязания, и ума);
из шести областей возникает соприкосновение;
из соприкосновения — ощущение;
из ощущения — жажда (или желание);
из жажды возникает привязанность;
из привязанности — становление;
из становления возникает рождение;
из рождения возникают старость и смерть, скорбь, стенания, страдания, уныние и отчаяние[1].
Это рассмотрение цепи причинности в прямом порядке отвечает на вопросы второй и третьей истины и лежит в основе буддийского понимания сансары. Далее следует рассмотрение цепи причинности в обратном порядке:
С уничтожением невежества посредством полного устранения вожделения уничтожаются санскары... и т.д.; с уничтожением рождения уничтожаются старость и смерть, скорбь, стенания, страдания, уныние и отчаяние. Тогда исчезает вся эта бездна страдания[2].
Этот перечень, производимый в обратном порядке, обосновывает третью истину — о затухании страдания и утверждает необходимость разработки метода (пути), ведущего к прекращению страдания.
УЧЕНИЕ О ЗАВИСИМОМ ПРОИСХОЖДЕНИИ толкуется как в философском смысле, так и в более обыденном. Но в том и в другом случаях речь идет о потоке индивидуальной жизни. Точка зрения философского толкования, с которой рассматриваются этапы жизни индивидуума, существенно отличаются от обычного понимания. С точки зрения обеих интерпретаций, 12 звеньев цепи зависимого происхождения являются все-таки описанием жизни сознательного существа, описанием, которое обнимает три жизни — прошлую, настоящую и будущую.
Первым членом зависимого происхожденияявляется НЕВЕДЕНИЕ. Оно имеет 9 периодов (в пределах прошлой, настоящей и будущей жизни).
Данный конкретный индивидуум не успел подавить своих страстей и стремлений к жизни в прошлом и не понял, что он должен был сделать это; напротив, увлекся бытием, будучи всецело охвачен вихрем жизни. Это явление у буддистов называется неведением, или омраченностью.
Неведение вместе с некоторыми другими элементами переходит от прошлого в настоящую жизнь.
Если индивид не успевает подавить его и в этой жизни, то оно проходит в будущую.
Четвертым периодом неведения является неведение относительно элементов внутренних (т.е. сознания и психики). Оно, поскольку речь идет о жизни живых, сознательных существ, соответствует сознанию настоящей жизни.
Пятый период существует относительно внешних объектов, которым соответствует соприкосновение. Взаимодействие всех элементов начинается с соприкосновения, посредством которого сознание вступает в связь с органами чувств и внешними объектами.
Шестой период существует относительно шести органов чувств. При их развитии происходит мгновенное появление и взаимодействие субъективного и объективного, посредством которого начинается познание вещей и явлений.
Седьмой период связан с деянием и относится ко времени пробуждения вожделения. В 16-17-летнем возрасте у человека начинает пробуждаться сексуальное чувство, а затем возникает и стремление к тем или иным целям.
Стремление относится к жизни взрослого, зрелого человека.
Последний период охватывает всю жизнь становления. В этот период новые элементы уже не проявляются, человек живет более интенсивно. На протяжении жизни, до момента смерти, он все глубже погружается в водоворот бытия, обволакивается мраком заблуждения, а этим укрепляет в себе энергию и волю к бытию.
В “Абхидхармакоше” Васубандху перечисляет случаи заблуждения (неведения) относительно элементов, пробуждающих индивидуума от мрака неведения: т.е. заблуждения относительно Будды, дхармы и сангхи, заблуждения относительно страдания, источника возникновения мира круговорота, прекращения страданий и относительно пути[3], ведущего к прекращению страдания. Указанные виды заблуждения проявляются в период полной сознательности человека. [/3][/2][/1] Зависимое происхождение
|
Статья / Религия / Буддизм / Зависимое происхождение
|
Назад в раздел
Самые интересные новости:
загрузка...
|