all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Религия / Буддизм / Вымышленный Тибет: источник и живучесть рампаизма

Вымышленный Тибет: источник и живучесть рампаизма


 Николай Баранов, 23.04.2012 17:52:37
Вымышленный Тибет: источник и живучесть рампаизма


(Нет голосов)
274 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Вымышленный Тибет: источник и живучесть рампаизма




Вышеизложенное, очень сжато, представляет собой что-то вроде самовлюблённого кредо широкой и, к несчастью, всё еще растущей толпы широкоглазых верующих в таинственный Восток, по поводу которых мой коллега профессор Гурвиц из университета Британской Колумбии пророчески заметил, что для этих людей Восток обязан быть таинственным, а иначе жизнь не имеет смысла. Выражая это не так сжато и более технически, огромное, всепроникающее отчуждение Евро-Америки от религиозных предметов западного мира наряду с общим раздражением высокомерной религиозностью в утвердившихся церквях, пресыщением научными моделями, которые, кажется, производят лишь войну и разрушение и, в последнее время, с распространяющимся увлечением экзотикой ради неё самой (о чём чуть позже) – всё это содейсвует отчаянному поиску идей, ритуалов и обещаний, отличных от таковых на Западе, таких, которые далеки от Запада и, в то же время, легко доступны без каких-либо интеллектуальных усилий.

А сейчас позвольте мне представить исторический очерк о всё возрастающем притоке псевдовосточного и, особенно, псевдобуддийского и псевдотибетского материала в Европу и Америку. Во время моих исследований идеологических перемен среди буддийского духовенства на Шри-Ланке в 1971 г. я был изумлён при виде одной картинки в храме в самой южной части острова. В длинном подземном коридоре находилось где-то около 200 виньеток, отражающих фазы эволюции Дхармы от её начала под деревом Бодхи и до основания данного храма. Последняя из них показывала стоящую на коленях белую женщину, кланяющуюся перед образом Татхагаты и двух монахов, руководящих процессом принятия пяти обетов тхеравадинского буддизма, а позади неё – несколько белых мужчин в тропических шляпах и западных костюмах, один из которых был с бородой. Как объяснил мне сопровождавший меня монах, это были г-жа Блаватская и полковник Олькотт, принимающие буддизм.

Исторически это вполне корректно. Имевший благие намерения американский полковник Олькотт и русская по рождению г-жа Блаватская действительно прошли такую церемонию посвящения в том самом храме на Шри-Ланке. Что касается Анни Безант, то она была обращена скорее в Блаватскую, чем в буддизм, лет на 10 позже. Ледбеттер и другие члены-основатели сформировали первоначальный состав этого общества, которое существует и поныне, хотя и в сильно модифицированной и значительно сокращённой по сравнению с первоначальным напором в религиозном мире начала 20-ого столетия, форме.

А теперь нам следует указать на различия между истинными и фальшивыми элементами в этом движении в плане его связи с буддизмом. Анни Безант была, вне сомнения, искренней женщиной, одним из лучших ораторов Британской империи, сооснователем Индийского Национального Конгресса, прекрасным умом, искренне раздражённым бессодержательностью, сочиняемой и конституируемой на миссионерской сцене. Полковник Олькотт тоже был искренней личностью, занятой человеческими делами и хорошо осведомлённой относительно возможностей религиозного выбора, отличных от предлагаемых христианством. Но, я думаю, г-жа Блаватсая и Ледбеттер были мошенниками – чистыми и простыми. Моё определение мошенника и жулика не вполне совпадает со словарными значениями данных понятий. Жулик вовсе не обязательно сомневается в утверждениях, которые он или она выдвигает: фактически, они сами могут полностью верить в это. Но что делает их мошенниками, так это их базовое отношение отказа от сравнения их догм с таковыми истинной традиции и имитация таких стилей жизни, которые чужды им, через выполнение вещей, на первый взгляд кажущихся частью того образа жизни, который они имитируют, или же подражательский стиля жизни, который и вовсе не существует ни в каком культурном обществе, разве что как идиосинкразия.

Вымышленный Тибет: источник и живучесть рампаизма
 Статья / Религия / Буддизм / Вымышленный Тибет: источник и живучесть рампаизма
 Николай Баранов, 23.04.2012 17:52:37

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...