all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Религия / Буддизм / Веданта и буддизм

Веданта и буддизм


 Николай Баранов, 23.04.2012 17:52:37
Веданта и буддизм


(Нет голосов)
452 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Веданта и буддизм



Взаимоотнмшения религий. Веданта и буддизм



Автор трактата – выдающийся индолог из Западной Германии, ранее работавший в Кенигсбергском Университете, теперь заведующий кафедрой индологии в Тюбингенском Университете. Среди его многочисленных научных публикаций – книги по буддизму, индуизму, джайнизму и сравнительной религиоведению.

Buddhist Publication Society
Однако в первоначальном виде эти две доктрины сильно отличаются. Ранняя веданта, сформулированная в большинстве ранних и средних Упанишадах и в некоторых отрывках Махабхараты и Пуран, существует и сегодня (хотя в очень измененной форме) как основа нескольких индуистских систем. Она признает ens realissimum (высшую реальность) как первопричину всякого бытия, из которой все возникло и с которым все снова сливается временно или навсегда.

С монистической метафизикой веданты контрастирует плюралистическая философия непостоянства раннего Буддизма, основанного на палийских текстах, которая и по сей день процветает в острове Цейлон, в Бирме и Сиаме. Согласно этому учению во всей эмпирической реальности нет ничего постоянного; ни материальные, ни психические феномены не существуют сами по себе; не существует абсолютно никакой первоосновы или Высшего Существа, из чего происходят эти феномены. Наоборот, многообразный мир психических и материальных элементов возникает исключительно в силу причинно-следственной связи преходящих факторов существования (дхарм), которые функционально зависят друг от друга, то есть, мир материи и психики появляется благодаря взаимодействию сил, которые, согласно буддистам, больше ни к чему не сводятся. Следовательно, избавление от сансары, пронизанной страданиями круговерти бытия, не может заключаться в слиянии с вечным Абсолютом, основой всего многообразия, но могут быть достигнуты только благодаря полному искоренению всех факторов, которые обусловливают процессы, составляющие жизнь и мир. Следовательно, буддистская нирвана – это не первооснова и не вечная сущность, которая лежит в основании всего, и из которой появляется вселенная (как Брахман Упанишад), но обратная сторона всего того, что нам известно, нечто абсолютно иное, не имеющее никакого отношения к миру, но для тех, кто его реализовал – это наивысшее блаженство. (Anguttara Nikaya, Navaka-nipata 34)

Ведантисты и буддисты очень хорошо осознавали пропасть, разделяющую их учения, пропасть, которую невозможно преодолеть. Согласно Majjhima Nikaya, Sutta 22 учение, которое утверждает, что “мир и «Я» – это одно и то же. И что это «Я» после смерти будет неизменным, постоянным, вечным!” (см. Brh.. 4, 4, 13) Будда назвал абсолютно абсурдным. С другой стороны Katha-Upanishad (2, 1, 14) не видит пути к освобождению в буддистской теории дхарм (безличных процессов): «Тот, кто признает множество частностей, исчезает как дождевая вода на склоне горы. Но истинный мудрец должен понять, что его Атман един со вселенским Атманом, и что первый, очищенный от пороков, поглощается последним “подобно тому, как чистая вода, вылитая в чистую воду, становится с ней нераздельно единым целым”.

Веданта и буддизм так долго существовали бок обок, что не могли не повлиять друг на друга. Упорное склонение индийского ума к доктрине универсального единства (монизму) побудила представителей махаяны признать сансару и нирвану за два аспекта одной и той же единой реальности; для Нагарджуны эмпирический мир – это всего лишь видимость, поскольку все дхармы, явленные в ней, мимолетны и обусловлены другими дхармами и не существуют сами по себе. Только неопределимая “пустотность” (sunyata), которая постигается в медитации и осуществляется в нирване, обладает истинной реальностью. Так называемое учение о серединном пути Нагарджуны сохраняет верность буддистскому принципу отсутствия субстанции в такой мере, что Нагарджуна видит в этом единстве некую бездну, о которой можно говорить только в негативных терминах, и которая не имеет никакой связи с миром. Однако Асанга и Васубандху в своем учении «Только-Сознание» отошли от буддистский принцип отрицания позитивной реальности, лежащей в основе всех явлений, и тем самым они стали ближе к веданте. По учению их махаянской школы «Йогачара», высшая реальность – это чистый и недифференцированный духовный элемент, который лежит в корне всех явлений. Разумеется, они не утверждают, как старшая веданта, что en realissimum (высшая реальность) идентична вселенной; отношение между этими двумя категориями скорее определяется как “не то, и ни другое”. Только в более поздних буддистских системах Дальнего Востока неделимое, абсолютное сознание считалось основанием многообразного мира феноменов. Однако, в отличие от старшей веданты, они никогда не признавали, что мир – это проявление неизменного, вечного, блаженного Абсолюта; страдание и вожделение, явленные в многообразном мире, скорее исходят из мирского заблуждения.

Веданта и буддизм
 Статья / Религия / Буддизм / Веданта и буддизм
 Николай Баранов, 23.04.2012 17:52:37

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...