all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Религия / Буддизм / Теория алаявиджняны в учении фасян

Теория алаявиджняны в учении фасян


 Николай Баранов, 23.04.2012 17:52:36
Теория алаявиджняны в учении фасян


(Нет голосов)
286 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Теория алаявиджняны в учении фасян



Буддизм


Теория Алаявиджняны является важным моментом буддийского учения о сознании. Понятно, что она не была оригинальным достижением китайской буддологической школы. Данная теория представляет собой неотъемлемую составную часть комплекса философской мысли йогачаров. Но в интерпретации китайских последователей она обретает новую жизнь.

Хотелось бы сразу же отметить, что теория Алаявиджняны достаточно подробно рассматривается в трудах отечественных и зарубежных востоковедов.

Целью данной статьи является систематизация и анализ представляемой доктрины в контексте учения школы китайского буддизма фасян.

В Китае своего рода прообразом фасян явилась школа цзюйшэ, развивавшаяся в традициях индийской махаяны.Основным своим каноническим произведением цзюйшэ считала “Абхидхармакошу” Васубандху. Нужно отметить, что несмотря на некоторые общие для обеих школ “принципы смыслового и структурного построения дхармической теории ... главное различие в их понимании дхармы состояло в том, что школа цзюйшэ признавала реальность существования дхарм, а школа фасян отрицала”.( Как видим, цзюйшэ остается верной основной тенденции раннего буддизма хинаяны, а именно - материалистической трактовке мира).

Тем не менее, уже в цзюйшэ, хоть и в более простом виде, представлена теория причинности, и вместе с ней - теория Алаявиджняны. В этом отношении объединяющим моментом обеих школ (фасян и цзюйшэ) было признание наличия восьми уровней сознания. Актуальный мир в их понимании воспринимался как результат т.н. “только-сознания”(wei shi). И та, и другая школы сходились также во мнении, что Алая является хранилищем сознания, и, следовательно, самым центром всей сознательной деятельности. Перефразировав слова Ф.И.Щербатского, можно было бы сказать, что если у цзюйшэ все элементы взаимозависимы и реальны, то в новом толковании фасян они нереальны, потому что взаимозависимы.

В основе теории Алаявиджняны в контексте учения о сознании лежит аргументация буддийского религиозного учения о спасении. Это есть основание всех философско-теоретических изысканий индийских и китайских буддистов. Поэтому предметом исследования фасян выступает не личность, индивид, а - цепь сознательно переживаемых моментов, то есть т.н. поток сознания. Здесь проблема заключается в том, что сознание как таковое берется в абстракции, чистое сознание, отделяется форма от содержания. По сути, мир рассматривается только в том отношении, что он переживаем. Поэтому адепты фасян, так же, как и йогачары, основываются на том фундаментальном положении, что единственной реальностью является сознание.

Так, они утверждают, что существует только трансцендентный динамичный поток сознания, который создает из себя все явления феноменального мира. Все отношения строятся внутри него, а не вне него. Происходит это по той причине, что объект “выталкивается”, проецируется сознанием. И, поскольку он есть проекция сознания, следовательно, объект находится в и через сознание, и ничего не существует вне него (сознания). “Вещь” в системе фасян - это всего лишь проявление сознания.

Такое сознание конструирует иллюзорный мир субъектно-объектных отношений, которые не могут иметь независимое существование. Сконструированный субъектно-объектный мир нереален, но это не делает нереальным его основу, то есть сознание.

Итак, как уже отмечено, отправной точкой и фасян, и цзюйшэ было признание восьмичленной структуры сознания, включающей в себя три следующие категории:

пять сознаний-чувств (сознание зрения, сознание слуха, сознание вкуса, сознание обоняния и сознание осязания). За ними следует т.н. Мановиджняна, или главный центр, воспринимающий данные предыдущих сознаний-чувств.
Манас – это, так сказать, сознание сознания. Манас ответственен за формирование представлений о собственном “Я”.
Алаявиджняна.(Термин “Алаявиджняна” передается на китайский язык через транскрипцию “а-лай-е”). В Алае содержатся впечатления предыдущих семи сознаний в виде семян.
Основной функцией первой категории считается функция различения. Через эти шесть сознаний происходит различение звука, цвета, вкуса, так далее. Другая особенность представленной структуры - манас, мост, связывающий первые шесть сознаний с Алаявиджняной. Развивая представление о собственном “Я”, манас тем самым создает дуализм субъекта и объекта. Именно из-за него вся система приводится в движение, в том смысле, что манас, как деятель, причина, приводит Алаю в волнение. Спокойная по своей природе, Алая сравнима в этом случае с водой в реке. Она является средством жизни организмов, обитающих в ней, но не воздействует на них активно. Задача верующего видится в том, чтобы заставить манас действовать правильным образом, чтобы не доставлять в Алаю “загрязненные” семена. Достигается это путем постижения праджни, то есть наивысшей мудрости. В такой ситуации внешний мир обнаруживается как иллюзия, и происходит понимание истинной природы дхарм.

Теория алаявиджняны в учении фасян
 Статья / Религия / Буддизм / Теория алаявиджняны в учении фасян
 Николай Баранов, 23.04.2012 17:52:36

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...