all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Религия / Буддизм / Теории эволюции

Теории эволюции


 Николай Баранов, 23.04.2012 17:52:36
Теории эволюции


(Нет голосов)
267 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Теории эволюции



Проблема эволюции и буддийская онтология согласно Дандарону


С XIX века сразу в нескольких областях научного знания (физике [термодинамике], биологии и космологии) произошло открытие и уяснение универсального свойства мира - асимметрии. Асимметрия пространства интересовала в первую очередь космологов, а асимметрия времени обсуждалась в рамках термодинамики среди физиков, и в рамках обсуждения эволюционных идей среди биологов. Осознание асимметрии как универсального принципа опытно (научно) познаваемой реальности, постепенное превращение нового знания в бесспорную истину, потребовало адаптации нового знания к существующим религиозным представлениям.

Интерпретации факта асимметрии природы в рамках буддийской мысли существуют. Ниже мы предлагаем рассмотреть лишь одну из подобных попыток буддизма понять (и принять?) новое видение мира.

Б.Д. Дандарон в сжатом очерке предлагает теорию, синтезирующую буддийскую мысль с современной философией и физикой. Среди прочего здесь находится развернутая схема эволюционной теории, помещенной в контекст буддийской метафизики.

Эволюция появляется в кругу проблем, разбираемых автором писем, в связи с фундаментальной для буддийской философии проблемой о непрерывно длящемся процессе творения эмпирического бытия. Понимая очевидность эволюционной природы мира, Дандарон вынужден отойти от классической буддийской парадигмы о безначальности сансары.

Все опытно переживаемое, то есть вся мировая реальность, является иллюзорной цепью мгновенных комбинаций мгновенных же в своем существовании элементов (дхарм). Последние представляют собой проявление трансцендентной абсолютной реальности. Истинно-сущее (Абсолют), таким образом, находится в постоянном движении, волнении, бывании, результатом чего (или чем) и является эмпирическое бытие. Цель религиозной жизни мыслится в данном случае как прекращение этого волнения истинно-сущего, представляющегося буддисту омраченностью сознания пеленой иллюзии. Самым важным здесь является то, что при утверждении принципиальной возможности остановить волнение потока дхарм, то есть при утверждении наличия конца движения этого потока, столь же принципиально утверждается отсутствие начала тотального волнения. С этим утверждением согласны практически все направления буддизма.

Дандарон предлагает иную интерпретацию. Он (в определенном отношении) возвращается к традиционной до-буддийской индийской религиозной мысли. Одним из ключевых понятий в его рассуждении становится совсем не буддийский термин “атман”. "По учению Будды, существует трансцендентное Я, природа которого для нас скрыта. На наш взгляд, это трансцендентное Я есть атман, или эхо Абсолюта, которое отделилось от Абсолюта “первым толчком” и начало жить самостоятельной жизнью ". На вопрос, почему происходит само отделение атмана от Абсолюта, автор ответа не дает. Дандарон говорит лишь, что атман обладает сознательной волей, ведущей его к нирване (Абсолюту). Мир, созданный деятельностью атмана "имеет тенденцию саморазвиваться от низшего к высшему, от простого к сложному, то есть этому миру имманентно присуще развитие по восходящей линии ". Атман обладает еще и несовершенством, которое "проявляется как воля к бессознательной жизни - основе нашего существования. Это несовершенное проявление атмана (эхо) буддисты называют эмпирическим, или феноменальным, Я. Атман мы можем представить как медаль, которая имеет светлую и темную стороны. Светлая сторона отображает, как вещь в себе, трансцендентное Я, темная сторона - эмпирическое Я. Лаборатория, где происходит очищение атмана от его несовершенства - неведения (на санскрите авидья) называется сансарой ". Отделение атмана от Абсолюта определяет начало времени. В этом пункте Дандарон отказывается от вышеуказанной традиционной буддийской теории безначальности сансары. После отделения от Абсолюта его эха происходит "самовозникновение предматерии от возмущения атмана, от этой предматерии появились первичные материальные частицы (так же как возникает пара электрон - позитрон). Возникновение материального мира было необходимым условием совершенствования атмана - это краеугольный камень для постройки совершенствующейся “лаборатории” ". Процесс совершенствования бытия Дандарон отождествляет, во-первых, с процессом так называемого “зависимого происхождения” пратитья-самутпады, во-вторых, с эволюционным движением мировой реальности, открытым наукой XIX века.

Пратитья-самутпада. Это буддийская доктрина представляет собой психологическое описание формирования и развития феноменального Я. Данное психологическое учение переносится самими буддистами из области отвлеченной психологии на эмпирически доступный процесс онтогенеза каждого человека, но Дандарон предлагает экстраполировать психическое развитие личности на эволюционное развитие Вселенной. Попытка совершенно оригинальна, ничего подобного мы не найдем ни в одной буддийской работе до Дандарона (впрочем, как и после него).

Теории эволюции
 Статья / Религия / Буддизм / Теории эволюции
 Николай Баранов, 23.04.2012 17:52:36

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...