all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Религия / Буддизм / Святые места

Святые места


 Николай Баранов, 23.04.2012 17:52:36
Святые места


(Нет голосов)
632 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Святые места



Горный массив Алханы - традиционное место поклонения забайкальских бурят


Культовый комплекс Алханы (Алханая) является традиционным местом поклонения забайкальских бурят. Этот горный массив, расположенный в Дульдургинском районе Агинского автономного национального бурятского округа, является отрогами Даурского хребта. Это самые высокие горы в регионе. Наивысшая точка Алханая 1664 м. над уровнем моря. По его западным и восточным сторонам протекают маленькие, но бурные горные речки Дульдурга и Иля. На севере каменистыми грядами, покрытыми густыми лесами, Алхана соединяется с горным массивом Сохондо Яблоневого хребта. Алхана - одно из самых красивых мест Агинской степи. Это скалистые горы с крутыми и отвесными скалами, многочисленными ущельями и оврагами. Территория Алханы и прилегающих к нему земель определена как национальный природный парк и находится под охраной государства.

Устная традиция говорит, что Алхана является одним из самых значительных тридцати трех святых для буддистов мест, по значимости занимает третье место после Поталы и горы Утайшань. Наиболее простой ритуал почитания Алханы выражается в совершении гороо - обход почтения по ходу солнца вокруг основных объектов комплекса. Совершается малое гороо - обход, занимающий один день от кемпинга на ручье - Демчог сумэ - Сэндэмын сумэ - Мунхэ зула - Наро Хажод - Мунхын аршан - Даянэ гэр - Уудэн сумэ - Загурди - Эхын умай; большое гороо занимает четыре дня пешего перехода и включает в себя восхождение на вершину Алханы - Алаг-хан. Алаг хан - древнее название горы, от которого получил имя весь комплекс. Алаг означает пестрый, так как гольцы гор покрыты каменным лишайником, сверкающим на солнце яркими пятнами, отсюда и название Пестрый Владыка. Эта вершина самая высокая в комплексе, горы которого имеют вулканическое происхождение. На вершине Алаг-хана сохранился вулканический кратер, который наполнен водой, вода из этого озера также считается целебной. Вершина Алханы (Алханайин орой) одна из самых высоких точек Забайкалья, во времена кочевой военной демократии она имела стратегическое военное значение. Говорят, что есть три великих хозяина местности: Хухэ уула, Хан-уула и Алаг-хан. Вершина Алаг-хана была пунктом постоянного дозора воинов Чингис-хана.

Существует много разных легенд и преданий о том, как появилось название этой горы. Одна из них рассказывает о могучем богатыре Алаг-хане. В давние времена, однажды нагрянула черная беда на людей и скот - хара зуд. Все живое стало вымирать. В борьбу с этой злой силой вступил могучий Алаг-хан. Могучего телосложения, богатырь, статный, с пронзительным взором, в прекрасных, дорогих одеждах. Неописуемой мощи красоты была его белая лошадь. Из ее могучих ноздрей искрился огонь, из-под острых копыт летели камни, высекая искры. У Алаг-хана был волшебный бич. Достаточно было хлестнуть им - черная сила увядала, отступала от людей. Алаг-хан на белом коне скакал через реки, горы, из улуса в улус, и беда отступила. Народ снова зажил в благоденствии и счастье.

Но недолго пришлось радоваться людям. Пришла огненная беда - халуун зуд. Начало это зло сметать все живое на своем пути. Сначала в огненном жару стали умирать дети и старики, потом мужчины и женщины. Задумался Алаг-хан, его волшебному бичу не под силу было бороться с ним. Решил Алаг-хан встать горой на пути красно-огненного зла. Стал он каменной скалой и оградил людей от страшной гибели. С тех пор и существует горная гряда, в которой главной вершиной является священная гора Алхана - или Алаг-хан.

Относительно этимологии названия горы существует и такое мнение, что это слово тибетского происхождения. В самом деле, велико искушение прочесть его как тибетское Лханэ (lha gnas) - место обитания богов. К тому же места эти были признаны обителью тантрического божества Чакрасамвары и дакинь его мандалы. Однако исторические факты о приходе буддийских проповедников, гелонгов и йогинов в Алхану во второй половине XVIII века свидетельствуют не в пользу этого мнения, так как вышеизложенная легенда об Алаг-хане онтологически явно более древняя. Анализ содержания письменного источника по истории культового комплекса не приводит к однозначному решению этого вопроса. В рукописном тексте "Легенда о горе, преумножающей добродетель - обители Шри Чакрасамвары " анонимный автор излагает историю принятия буддизма в Алхане и его окрестностях. Текст записан старомонгольской графикой, однако содержит лексические и фонетические бурятизмы. Основное внимание в повествовании уделено деятельности гелонга Шагдара, довольно знаменитого йогина, который был также известен как Намнанай-лама. В народе о нем говорят как о яркой, мощной, незаурядной личности, он был первым учителем знаменитого Агвана Доржиева, прозорливо обнаружившим в молодом человеке недюжинные способности и направившим его на путь Дхармы. Священнослужитель Цугольского дацана, что расположен на берегу реки Онон, гелонг Шагдар, сын Намнанэ, согласно устной традиции, занимался духовной практикой в горах Алханы. Однажды он собрал всех шаманов, которых было очень много в этой местности, и вынудил их покинуть Алхану и поселиться в долинах. На Алхане, совместно с ширетуем Агинского дацана и его учениками, провел большие ритуалы буддийских подношений Учителям и распространил Учение Будды. Автор текста утверждает, что "в год дерева, коровы, когда убаши Жигжид встретился с Сэ Римпоче Лобсан Даши Рабжа ламой и поклонился, в те времена в Алхане не было буддийских традиций, и в его окрестностях учение еще не было распространено. Сказал он, что очень много здесь шаманов и шаманок. Когда учение распространится здесь в средней степени, шаманы и шаманки исчезнут ". Описываемые далее события датируются пятнадцатым рабджуном, так что год дерева, коровы соответствует 1805 (четырнадцатый рабджун) либо 1865 (пятнадцатый рабджун) году европейского летоисчисления. Территория Алханы относится к приходу Агинского дацана, Агинский стационарный каменный дацан был построен в 1810-1816 гг., что само по себе является фактом укоренения буддийских традиций в этих землях. Поэтому, вероятнее всего, ссылка на отсутствие буддийских традиций в Алхане может быть отнесена к началу XVIII в.

Святые места
 Статья / Религия / Буддизм / Святые места
 Николай Баранов, 23.04.2012 17:52:36

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...