Статья / Религия / Буддизм / Сутра текст
Сутра текст
Сутра текст
Буддизм. Сутра текст
В первой части сутры излагается учение Будды о двух разрядах мыслей: одни связаны с чувственными желаниями, враждебностью и насилием, другие - с запредельным (не-обыденным), дружелюбием и ненасилием. В сутре рассказывается о том, как Бодхисаттва Гаутама произвёл опыт детального осознавания появляющихся мыслей, в ходе которого неблагие мысли были распознаны и изгнаны, а благие были предоставлены сами себе, т. е. текли естественно. В целом данную психотехническую процедуру можно считать одним из упражнений во внимательности (сати) - тщательном распознавании и отслеживании всех телесных и психических процессов. В данном случае такое различение было применено к рождающимся мыслям - наиболее трудноуловимому материалу для созерцания и сосредоточения. Последовательный опыт внимательности (сати) ведёт к различительной мудрости (праджне), в свете которой все составные явления предстают в виде мгновенных элементарных состояний - дхарм. Таким образом практикующий обретает видение истинной реальности (реальности как она есть).
Кроме того, в этой части сутры дважды встречается интереснейшая фраза - «то, что монах настойчиво обдумывает и хранит в памяти, то и становится склонностью его сознания». Подобный психический механизм лежит в основе многих медитативных практик, в частности с этим связаны и некоторые практики буддизма Чистой Земли. В ходе них практикующий постоянно держит в памяти образ Чистой Земли (буддийского рая), и тем самым очищает своё сознание от проникновения неблагих влияний.
После обретения опыта внимательности будущий Будда приступил к прохождению дхьян - ступеней медитативного сосредоточения. В ходе медитации Бодхисаттва оставил позади чувственные желания, радость и счастье, несчастья и беды. Теперь, когда он был полностью собран, энергичен и внимателен, он направил свой разум на достижение трёх знаний (vijja). Первым из них было воспоминание о всех своих бесчисленных предыдущих жизнях; второе - знание об уходе и посмертной судьбе всех живых существ во всех сферах существования; и, наконец, знание о прекращении волнения эмпирических элементов (дхарм). Это знание и привело Бодхисаттву к просветлению (бодхи), полной и совершенной мудрости. Это знание вывело его из круга рождений и смертей, и Будда понял, что он полностью освобождён и никогда не возродится снова.
1. Так я слышал. Однажды Бхагаван пребывал в Саваттхи, в роще Джеты, в обители Анатхапиндики. Тогда он обратился к монахам: «Монахи!». «Да, почтенный», - ответили монахи. Бхагаван сказал:
2. Монахи, перед моим просветлением, когда я был ещё непробуждённым Бодхисаттвой, у меня возникла такая мысль: почему я живу, не разделив свои мысли на два разряда? Мысли, связанные с чувственными желаниями, враждебностью и насилием я сделал одной частью; мысли, связанные с запредельным, с дружелюбием и ненасилием я сделал второй частью.
3. И когда я пребывал серьёзным, энергичным и собранным, у меня родилась мысль, связанная с чувственными желаниями. Я распознал её так: рождённое во мне - это мысль, связанная с чувственными желаниями. Она приведёт ко многим бедам или меня, или других, или и меня и других вместе; уничтожит мудрость, умножит препятствия, отдалит от нирваны. «Она приведёт меня к беде», - когда я так рассудил, эта мысль исчезла. «Она приведёт к беде других людей», - когда я так рассудил, эта мысль исчезла. «Она приведёт к беде и меня и других, уничтожит мудрость, увеличит препятствия, отдалит от нирваны», - когда я так рассудил, эта мысль исчезла. Так я рождённую мысль, связанную с чувственным желанием, распознал, отделил, изгнал, сделал несуществующей.
4. И когда я пребывал серьёзным, энергичным и собранным, у меня родилась мысль, связанная с враждебностью. Я распознал её так: рождённое во мне - это мысль, связанная с враждебностью. Она приведёт ко многим бедам или меня, или других, или и меня и других вместе; уничтожит мудрость, умножит препятствия, отдалит от нирваны. «Она приведёт меня к беде», - когда я так рассудил, эта мысль исчезла. «Она приведёт к беде других людей», - когда я так рассудил, эта мысль исчезла. «Она приведёт к беде и меня и других, уничтожит мудрость, увеличит препятствия, отдалит от нирваны», - когда я так рассудил, эта мысль исчезла. Так я рождённую мысль, связанную с враждебностью, распознал, отделил, изгнал, сделал несуществующей.
Сутра текст
|
Статья / Религия / Буддизм / Сутра текст
|
Назад в раздел
Самые интересные новости:
загрузка...
|