all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Религия / Буддизм / Санскары

Санскары


 Николай Баранов, 23.04.2012 17:52:36
Санскары


(Нет голосов)
654 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Санскары



По поводу Санскары


1. Вопрос о том, что такое “санскара”, вполне правомерен. В вариантах перевода этого термина царит большой разнобой, и почти все они отсутствуют в санскритском словаре. Не проясняет дело и обращение к китайскому переводу, ибо соответствующий иероглиф “син” не всегда поддается удовлетворительному истолкованию. А потому рассмотрим внимательно иллюстрацию “санскары” на “Колесе бытия” и обратимся к текстам (не обязательно буддийским), где о ней говорится хоть сколько-нибудь подробно.

2. В “Колесе бытия” [1, стр. 416] “санскара” поясняется изображением гончара, изготавливающего посуду при помощи гончарного круга. А в комментариях Гаудапады и Вачаспати Мишры на “Санкхья карики” [2, стр. 239—240] встречается, по моему, тот же самый гончар. Объясняя сохранение наличного (физического?) тела у адепта, достигшего “правильного знания” (т. е. освобождения), Гаудапада говорит: “Даже когда у йогина [присутствует. — C. В.] знание 25 начал (“25 начал” —санкхьяиковский аналог абхидхармы. — C. В.), [он] все же в силу санскар пребывает с наличным телом. Каким образом? ...Подобно тому как горшечник, раскрутив колесо, изготовляет горшок, положив глину на колесо, а затем, изготовив его, оставляет, а колесо вращается по инерции. Так и у того, у кого возникло правильное знание, по достижении правильного знания, когда добродетель и прочее (добродетель и прочее — 7 качеств, свойственных сознанию индивида, не реализовавшего доктринальные идеалы санкхьи: добродетель, устраненность, сверхспособности, не-добродетель, не-знание, не-устраненность, не-способности, — противопоставляемых правильному знанию. — С. В.) перестают быть причинами (“причины” надо понимать как некие события, или акты сознания, влекущие вполне определенные последствия — другие акты сознания. — С. В.), эти 7 форм, бывшие [источником] закабаления, сжигаются правильным знанием. Подобно тому как семена, сожженные огнем, не способны уже к прорастанию, так и эти закабаляющие добродетель и т. д. не способны [уже к прежнему делу]. После того как добродетель и т. д. лишаются [силы быть] причинами, [индивид] остается с наличным телом в силу санскар”. Гаудападе вторит Вачаспати Мишра: “... Даже и тот, у кого возникло истинное знание, “держится” в силу санскар — как даже после прекращения работы гончара колесо продолжает вращаться в силу инерции... Когда же инерция исчерпается по истечении времени, [оно] остановится... Санскары — добродетель и не-добродетель, пребывающие в теле и вызревающие из содеянных [поступков]... ” И далее: “Санскары... — особый вид истощающегося незнания”.

3. Посмотрим, кто еще понимал “санскару” как “инерцию”? Оказывается, вайшешики. В. Лысенко отмечает [3], что термин “санскара” у последних обозначал нечто вроде способности к “[само]воспроизведению” и применялся по отношению к [само]воспроизведению скорости или интенсивности движения (например, копья или стрелы, летящих по инерции), воспроизведению ментальных состояний, воспроизведению прежней формы (это предлагается толковать как эластичность). Здесь же на ряде примеров [3, стр. 133—137 и др.] рассмотрено, что такое “санскара”, например при толчении пестиком в ступе, последовательно проходящем следующие циклы: “желание поднять пестик вверх—усилие—соединение атмана и руки—движение руки—соединение руки и пестика—движение пестика. Это первый цикл процесса, проходящий под знаком желания поднять пестик вверх. Когда же он поднят и желание удовлетворено, возникает желание опустить пестик, начинающее новый цикл: желание—усилие—соединение пестика и руки—опускание пестика и руки—соединение ступы и пестика (неупругий удар)—разъединение пестика и ступы—движение пестика вверх. Продолжение движения пестика вверх обеспечивает... особая способность движущихся тел, которая называется самскарой” (или: “второй цикл движения, начинающийся ударом пестика о ступу, происходит уже без контроля сознания, по инерции”).

4. Напоследок обратимся к буддистам.

С. Радхакришнан [4, стр. 351], говорит о санскаре следующее: “В Мадджхиме-никайе мы читаем: “Случается, мои ученики, что монах, наделенный верой, праведностью, знанием учения, самоотречением и мудростью, так говорит сам с собой: "И вот, я бы мог, когда мое тело распадется после смерти возродиться в могущественной княжеской семье ". Он обдумывает эту мысль, долго останавливается на этой мысли, лелеет эту мысль. Эти санскары и внутренние условия (акты внутренней соотнесенности, те самые взаимосвязи-пратьяи?! — С. В.), которые он таким образом лелеял и воспитывал в себе, приводят к тому, что он возрождается именно в таком существовании... Та же самая цепь умозаключений повторяется по отношению к нескольким группам людей и богов, и наконец ее применяют к высшему состоянию — состоянию нирваны. Санскара может привести также к уничтожению всех санскар и к завоеванию мудрости и освобождения”.
[/4][/3][/3][/2][/1]
Санскары
 Статья / Религия / Буддизм / Санскары
 Николай Баранов, 23.04.2012 17:52:36

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...