Статья / Религия / Буддизм / Развитие доброты
Развитие доброты
Развитие доброты
Практика развития доброты Тем, кто собирается практиковать развитие доброты (метта-бхавана), необходимо знать категории людей, которых можно брать в качестве объектов медитации, а которых нет. К первой категории относятся лица противоположного пола, которые не подходят для практики метта-бхаваны с конкретным объектом. Однако их можно включать в общую практику развития доброты типа: "пусть все живые существа... все мужчины... все женщины... будут счастливы... " На пример, во время практики женщине не следует посылать метту конкретному мужчине, как и мужчине не следует посылать метту конкретной женщине. В этом случае может появиться вожделение (рага), и результат практики будет сведен на нет.
Не следует использовать в качестве объекта практики развития доброты и образ мертвых, так как достижение джханы (См. о джханах) будет не возможно. Никогда нельзя практиковать развитие доброты по отношению к конкретным лицам противоположного пола и умершим. К категории неприемлемых объектов на начальной стадии практики относятся:
1. Самый близкий человек, поскольку может возникнуть печаль.
2. Нейтральный, или человек, к которому практикующий равнодушен, поскольку на начальных этапах, могут возникнуть трудности.
3. Ненавистный человек, потому что метта , или доброта, с самого начала может вообще не появиться.
Поэтому человек, которого можно взять в качестве объекта в самом начале практики метта-бхаваны, должен быть человеком добропорядочным, одного и того же пола с практикующим. В Метта Сутте Будда научил монахов практике випассаны, основанной на медитации с касиной. Но монахам мешали дэвы, и когда они вернулись к Будде, тот сказал им оставить их парихарийя - медитации и перейти к медитации с касиной. Парихарийя означает основной вид медитации, который практикуется всегда. Касина и метта могут быть связаны друг с другом, поскольку касина распространяется в десяти направлениях, и метта посылается всем живых существам десяти сторон света. Кроме того, если практикующий достиг 4-й джханы с белой касиной, он может легко перейти к развитию доброты и достичь метта-джханы. Это возможно благодаря тому что, поддерживающая энергия (упаниссайя) 4-й джаны повышает эффективность практики развития доброты. Одна медитативная практика может поддерживать другую посредством этой энергии.
Поэтому надо снова войти в 4-ю джхану с помощью белой касины. Когда свет 4-й джханы станет лучезарным, направьте энергию этого света на человека одного с вами пола, взятого в качестве объекта медитации. Повторите четыре благопожелания три-четыре раза, излучая доброту:
"Пусть этот добропорядочный человек будет свободен от: 1) опасности, 2) умственного страдания, 3) физического страдания, 4) пусть он сможет позаботиться о своем счастье и здоровье ".
Потом выберите одно наиболее подходящее для вас. На пример, "Пусть он будет свободен от умственного страдания ". Если этот способ вам подходит, выполняйте практику развития доброты по отношению к добропорядочному человеку, направив на него лучезарный свет:
"Пусть этот добропорядочный человек будет свободен от умственного страдания... Пусть он будет свободен от умственного страдания... "
Медитативный ум (бхаваначитта) должен быть направлен на образ того человека - улыбающегося, свободного от умственных страданий. В этой практике развития доброты в качестве объекта используется образ-понятие (панняти), а не абсолютная реальность (парамартха). Поэтому ум должен быть направлен на образ живого существа (сатта-панняти). Когда ум сосредоточен на образе человека, улыбающегося, свободного от умственных страданий, тогда он приближается к джхане. Во время посылания света тому человеку, нужно определить, в каком положении он, улыбающийся и счастливый, находится - стоит, сидит и т.д..
Затем медитируйте, как указывалось раньше: "Пусть этот добропорядочный человек будет свободен от умственного страдания... Когда ум сосредоточен на образе живого существа в течении по крайней мере часа, тогда в нем появляются факторы джханы – виттака, вичара, суккха, экаггата. Если эти факторы отчетливо проявились, значит достигнута 1-я джхана. В тот момент, практикующий, достигший 4-й джханы с помощью медитации на белую касину, может легко достичь 2-й метта-джханы. Это происходит благодаря поддерживающей энергии 4-й джханы . Таким образом устранение факторов 1-й джханы - виттаки и вичары - ведет к достижению 2-й джханы. После достижения 2-й джханы, если устранить фактор пити (восторг) будет достигнута 3-я джхана, которая имеет только два фактора – суккха (блаженство) и екаггата (однонаправленность). Однако 4-я джхана пока недостижима. Почему? Может ли ум, который желает другим быть свободными от опасности, умственных и физических страданий, находится в состоянии равновесия, уппекха? Упеккха не установлена. Следовательно, с помощью практики развития доброты можно достичь только самадхи 3-й джханы. После достижения 3-й джханы посредством благопожелания: "Пусть этот добропорядочный человек будет свободен от умственного страдания " Продолжайте овладевать этим состоянием посредством остальных благопожеланий поочередно. То есть, войдите в 3-й джхану повторяя "Пусть этот добропорядочный человек свободен от умственного страдания ", затем - "пусть он будет свободен от физического страдания ", затем - "пусть он сможет позаботиться о своем счастье и здоровье ".
Развитие доброты
|
Статья / Религия / Буддизм / Развитие доброты
|
Назад в раздел
Самые интересные новости:
загрузка...
|