all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Религия / Буддизм / Путь бодхисаттвы

Путь бодхисаттвы


 Николай Баранов, 23.04.2012 17:52:35
Путь бодхисаттвы


(Нет голосов)
592 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Путь бодхисаттвы



Буддизм. Путь бодхисаттвы



Индивид в ходе буддийской практики, в том числе йогической, проходит определённое количество стадий («десять ступеней бодхисаттвы»), каждое из которых имеет свои специфические параметры. Десять ступеней бодхисаттвы довольно подробно проанализированы А. Н. Игнатовичем на материале « Суварнапрабхасоттамы сутры». Несколько под другим углом зрения этот путь рассмотрен О. В. Андрушкевич.

Каждая ступень характеризуется знаками - картиной мира, видимой глазами бодхисаттвы, находящегося на соответствующей ступени. Здесь же объясняются «препятствия», которые необходимо преодолеть, чтобы попасть на ту или иную ступень. Каждой ступени соответствуют определённые парамита, самадхи (вид сосредоточения) и дхарани.

Парамита - способность, сила, в некотором смысле энергия, обладание которой делает достижимой нирвану. Парамита - то, что перевозит на другой берег. В число парамит входят щедрость, нравственность, терпеливость, мудрость и др.

Дхарани- формулы, которым приписывается сверхъестественная сила при надлежащем применении. В функциональном плане дхарани тождественны индуистским мантрам. Есть дхарани, заключающие в себе учение парамит, тогда как другие покоряют духов, богов, вызывают будд и бодхисаттв (одной из двух дхарани бодхисаттвы Авалокитешвары является знаменитая формула «Ом мани падме хум!»). Каждую ступень бодхисаттвы можно классифицировать по семи параметрам:

1. Название ступени.

2. Объяснение названия ступени.

3. «Знак» ступени.

4. «Препятствия», возникающие на пути к ступени.

5. Парамита, которой следуют на ступени. Значение каждой парамиты иллюстрируется какой-либо аллегорией. Кроме того, бодхисаттве приписывается пять генеральных установок, которым должен руководствоваться бодхисаттва при следовании парамите.

6. Самадхи, в которое способен войти бодхисаттва на соответствующей ступени.

7. Дхарани ступени.

Концепция областей бодхисаттвы представляет собой схематизированное описание характерных устойчивых состояний психики индивида. Описание этих состояний имеет достаточно общий, символический характер, поскольку их конкретное состояние определяется экзистенциальной ситуацией индивида и его совокупным опытом. В целом данная схема предназначена для психоориентации практикующего.

Первая стадия - область радости. Её содержанием является появление мысли о бодхи. Процесс интеграции индивида начинается с постановки абстрактной цели, причём возможность её достижения переживается в ходе эмоционально насыщенного интуитивного акта сознания. На этом этапе принимается обет (пранидха) бодхисаттвы.

Вторая стадия - область чистоты. Потребность деятельности в соответствии с пранидхи приводит индивида к созданию системы запретов и ограничений, следование которым образует этическую практику.

Третья стадия - освещающая область. Индивид приступает к саморегуляции посредством созерцания (бхавана), т. е. происходит активизация ментальной деятельности практикующего.

Четвёртая стадия - озаряющая область. Индивид организует свою сансарическую деятельность в соответствии с данными созерцания.

Пятая стадия - труднодостигаемая область, являющаяся ядром буддийской практики. Внутренние противоречия деятельности на предыдущем уровне выявляют недостаточность лингвистического понимания универсальной буддийской истины (дхармы), аспектами которой являются четыре благородные истины. Интуитивный акт познания четырёх истин включает понимание Второй благородной истины (истины о происхождении страдания). Уяснение этих истин означало одновременно понимание Третьей благородной истины (истина о прекращении страдания). Динамика интуитивного акта определяется как Четвёртая благородная истина (истина о методе). Акт сопряжён с особым состоянием психики, фазы которого в терминах йоги определяются как дхьяна (медитация) и самадхи (концентрация)

В системе буддийской космологии локус-коррелятом данной стадии является первая дхьяна рупалоки. Целью нахождения в данной стадии является реализация пятой, дхьяна-парамиты.

Путь бодхисаттвы
 Статья / Религия / Буддизм / Путь бодхисаттвы
 Николай Баранов, 23.04.2012 17:52:35

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...