all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Религия / Буддизм / Проповеди о Ниббане

Проповеди о Ниббане


 Николай Баранов, 23.04.2012 17:52:35
Проповеди о Ниббане


(Нет голосов)
511 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Проповеди о Ниббане



Буддизм. Проповеди о Ниббане (Проповедь 4)


В конце предыдущей проповеди мы попытались показать, как процесс странствия существ по сансаре объясняется даже с помощью пары терминов – «иттхабхава» и «анатхабхава», то есть «это-вость» и «инако-вость» [2]. Еще ранее мы процитировали следующий стих из Сутта Нипаты: Ta #7751;h #257; dutiyo puriso, d #299;ghamaddh #257;na sa #7747;s #257;ra #7747;, itthabh #257;va #241; #241;ath #257;bh #257;va #7747;, sams #257;r #7747; n #257;tivattati.cvi [3]

Его значение таково: «Человек, чья жажда его «попутчик», или «приятель», «блуждая долго по сансаре, не выходит за круг, природа которого – «этовость» и «инаковость».

Этот стих еще раз подтверждает, что эти два термина указывают на круговорот – вращение положений «здесь» и «там», или «этовости» и «инаковости». Это вращение, или смена положений, напоминает кружение на одном месте. Этот процесс есть раздвоение на «здесь» и «там».

Именно это отношение между «этовостью» и «инаковостью» мы подкрепляли цитатами из сутт. В частности, мы подчеркивали факт, что когда сознание оставляет тело и останавливается на ранее воспринятом объекте, который, по сути дела, является его имя-формой, то эти имя-форма сами начинают расти и созревать. [4] Это доказывает, что имя-форма – необходимое условие для поддержки и роста сознания в материнской утробе.

Надо иметь в виду, что переход сознания в материнскую утробу – это не перемещение с одного места в другое как в случае с телом. Фактически, это только иная точка зрения, а не некое переселение души. Другими словами, когда сознание оставило тело, вошло в материнскую утробу и полностью там обосновалось, «то место» стало «этим местом». С точки зрения того сознания, «там» стало «здесь». Следовательно, с точки зрения внешнего наблюдателя то, что было раньше «здесь», теперь стало «там». Что было раньше «тем местом», теперь стало «этим». Таким образом, в этом случае на самом деле происходит смена точки зрения, а не оставление одного места и перемещение в другое, что обычно подразумевается под чьим-то путешествием.

Этот процесс напоминает непрерывное вращение. Утверждение Будды, что даже возникновение самого сознания взаимозависимо, еще больше проясняет это вопрос. Ряд фрагментов Палийского канона опровергают как заблуждение веру в то, что одно и то же сознание может странствовать по сансаре само по себе. [5]

С одной стороны, сознание необходимо для поддержки и роста имя-формы в материнской утробе. С другой, для стабильности сознания необходим объект. Иногда объектом может быть какое-то намерение или мысленное построение, или хотя бы след подсознательного влечения, anusaya. Это видно из фрагментов сутты, которую мы цитировали в конце предыдущей проповеди. Четанасутта, которую мы тоже цитировали, вполне ясно показывает, что для поддержания сознания необходим, по крайней мере, хоть какой-то след подсознательного влечения. [6]

Когда сознание закрепляется в материнской утробе, то уже в силу наличия этого условия начинается рост имя-формы. Их ветви разрастаются в виде шести основ, порождая молодой побег страдания. Эта идея хорошо озвучена в известном стихе из Дхаммапады:

Как дерево, хотя и вырванное,
Продолжает расти, если корень его не поврежден и крепок,
Так и страдание рождается снова и снова,
Если не искоренена склонность к желанию. [7]

Этот стих показывает, что латентное вожделение играет важную роль в путешествии существа по сансаре. В Ангуттара Никае мы встречаем такое изречение Будды: «Камма – это поле, сознание – семя, жажда – влага». [8] Это значит, что сознание растет в поле каммы, увлажненном вожделением. Именно в таком контексте надо понимать ответ Села Тхери на вопрос Мары. В Сагатха Вагге из Самьютта Никаи Мара задает следующую загадку монахине по имени Села:

Кем создан это образ,
Кто его творец,
Где это образ появился,
Где этот образ исчезает? [9]

Здесь «образ» означает тело, или внешний вид, который условно назван имя-формой. Села Тхери отвечает в трех четверостишиях так:

Ни сам по себе возник этот образ,
И ни кто-то другой сотворил это страдание,
Благодаря причине он появился,
Посредством устранения этой причины он исчезнет.

Как и зерно,
Посеянное в поле, питается
Вкусом земли и влагой
И благодаря этим двум растет.

Так и все эти агрегаты,
[/9][/8][/7][/6][/5][/4][/3][/2]
Проповеди о Ниббане
 Статья / Религия / Буддизм / Проповеди о Ниббане
 Николай Баранов, 23.04.2012 17:52:35

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...