Статья / Религия / Буддизм / Проповедь о Ниббане
Проповедь о Ниббане
Проповедь о Ниббане
Буддизм. Проповедь о Ниббане Это покой, это совершенство – демонтаж всех конструкций; Отказ от всего приобретенного; прекращение пристрастия; Бесстрастие; прекращение; Освобождение (ниббана)”. [1]
С позволения Досточтимого Великого Наставника и собрания монахов, практикующих медитацию.
Сегодня у нас на очереди третья проповедь о Ниббане. На днях на примере с круговертью мы постарались объяснить значение терминов "сансара " и "ниббана ", или «кружение», sa #7747;sara #7751;a с одной стороны, и «выход», nissara #7751;a соответсвенно с другой. [2] Мы также цитировали сутты для иллюстрации аспекта возникновения (samudaya) и аспекта прекращения (nirodha) закона зависимого происхождения.
Если сопоставить стадии формирования круговерти со звеньями закона зависимого происхождения с помощью следующей иллюстрации, можно заключить, что неведение, проявляющееся в вере в возможность движения против основного потока трех признаков – непостоянства, страдания и безсамостности, является источником его происхождения. Груду наслоений, приводимую в движение неведением, которое толкает вперед этот поток, можно считать "санкхарами ". А когда поток на своем пути сталкивается с основным течением, образуя круговерть, то движение, направленное против основного течения – это vi #241; #241;a #7751;a, сознание.
Результат этого столкновения – nama-r #363;pa, или имя-форма, со своим формальным именем и номинальной формой. Следующее звено в формуле зависимого происхождения – sal #257;yatana, шесть баз органов чувств, можно считать продуктом этой имя-формы. С помощью образа круговерти можно понять и это звено. При длительном вращении круговерти образуется бездна, функционирование которой можно сравнить с шестью базами органов чувств.
Кстати, телесная боль сравнивается с бездной. В одной сутте из Самьюта Никаи Будда говорит:
«Монахи, бездна – это синоним болезненных ощущений тела». [3]
Если вслушаться в это изречение, то покажется, что жажда в существах разных форм бытия возникает из-за болезненных ощущений. Саллаттенасутта дополняет, что необученный обыватель при ощущении боли радуется чувственным усладам, поскольку не знает иного средства от боли кроме чувственных услад. [4]
В свете этого утверждения бездна кажется безграничной массой болезненных ощущений. Сила притяжения, которая возникает в бездне – это жажда прекращения этих ощущений. Последующие цепляние – это функционирование той же силы притяжения. Она затягивает разные обломки вокруг себя в качестве элементов декорации (up #257;dinna), приготовленных для постановки спектакля бытия (bhava). Другими словами, по объектам, захваченным круговертью, можно определить ее месторасположение. Поэтому образ круговерти, или вихря, дает нам представление о законе зависимого происхождения.
Интуитивное проникновение в основной принцип зависимого происхождения фактически можно считать появлением «ока Дхаммы». О «победителе потока» сказано, что в нем появилось чистое и безупречное «око Дхаммы». Следующая фраза, которая резюмирует значение «ока Дхаммы», в суттах встречается довольно часто:
«Все что обладает природой возникновения, обладает природой прекращения» [5]
Иногда на него указывает пара терминов «samudaya» и «nirodha» в изречениях «samudayo samudayo» и «nirodho nirodho». Опыт прозрения как бы выражается в словах: «Возникновение, возникновение! Прекращение, прекращение!» Эта фраза просто соединяет воедино два аспекта этого опыта.
То, что называется «оком Дхаммы» очевидно является способностью видеть ниббанническое решение в самом вихре сансарной проблемы. Метод анализа, который помещает сансару и ниббану в две отдельные наглухо закупоренные камеры, способствует возникновению бесконечных проблем. Здесь же мы видим, достижение ниббаны возможно через постижение причины страдания и следование пути его прекращения, что, по сути дела, является знанием четырех благородных истин. А также положить конец этой круговерти можно и с помощью понимания ее причины и применения соответствующих способов для ее прекращения.
В предыдущей проповеди мы местами цитировали ряд стихов из Канона, в которых говорилось, что для араханта вихрь уже не существует [7]. Если некто спросит, куда делся этот круговорот, или вихрь, после того, как он прекратился, что можно ответить по этому поводу? В такое затруднительное положение попадаешь и при ответе на вопрос: «Куда ушел огонь, после того как он погас?» Потому что ситуация аналогичная – то, что мы называем круговертью – это всего лишь поток воды, который пошел против основного течения. Он также состоит из воды, как и водная масса вокруг его. Поэтому сказать, что он с чем-то соединился, нельзя, как и нельзя сказать, что он где-то спрятался. [/7][/5][/4][/3][/2][/1] Проповедь о Ниббане
|
Статья / Религия / Буддизм / Проповедь о Ниббане
|
Назад в раздел
Самые интересные новости:
загрузка...
|