all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Религия / Буддизм / Происхождение чань-буддизма

Происхождение чань-буддизма


 Николай Баранов, 23.04.2012 17:52:35
Происхождение чань-буддизма


(Нет голосов)
524 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Происхождение чань-буддизма



О чань-буддизме


Большинство китайских мастеров чань с уважением признают его индийское происхождение и сами истоки чань относят к Гаутаме Будде. Генеалогическая линия здесь прослеживается довольно четко, и китайские наставники чань безоговорочно ее принимают. Существует много записей типично чаньской традиции передачи [учения] чань от сердца к сердцу, когда сам чань- буддизм еще находился в Индии.
Однажды на Божественной горе (санкр. Гридхракута, кит. Линшань [дословно пик Коршуна, в китайской традиции именуемый Божественный]) бог Брахма дал Будде золотой цветок кумбхалу и попросил Достопочтенного произнести проповедь. Будда спустился со своего престола Закона (санкр. Дхарма) и показал цветок собравшимся 80 000 своих учеников, включая небожителей, храня долгое время молчание. Никто его не понял, за исключением Махакашьяпы, который безмятежно улыбался. Обращаясь затем к Махакашьяпе, Будда сказал:

Я обладаю глазом истинного учения,
Чудесным сознанием просветления,
Действительностью, лишенной признаков,
Истинно восхитительными средствами.
Все это нельзя выразить словами,
Это передается вне поучений
Непосредственно сознанию.
Достигай природы Будды мгновенно.

Это первая типичная передача [учения] от сердца к сердцу, представляющая собой первый гунъань (коан). Таким образом передача чань именуется также передачей сердца Будды или сознания Будды. Вышесказанное стало основой чаньского учения. Поэтому Махакашьяпа считается Патриархом чань-буддизма.

Из Индии в Китай.

Из Индии в Китай чань- буддизм принес Бодхидхарма (Дамо, Дарума).
Бодхидхарма поселился в Шаолиньском монастыре в 527 году, чтобы проповедовать [учение] чань, в котором можно усмотреть два подхода: "вступление [в мир Будды] через понимание" и "вступление [в мир Будды] через практику. Понимание здесь подразумевает мудрость, обретенную в медитации, когда удается проникнуть внутренним взором в истинную реальность. Практика подразумевает следование в повседневной жизни следующим четырем принципам:
1. Терпимость - если приходится страдать от плохой кармы.
2. Невозмутимость - когда вкушаешь плоды благой кармы.
3. Решимость - преодолеть страдания сансары и упорно двигаться к нирване.
4. Осознание - понимание того, что все феномены и само сознание имеют одну природу.
Эти два подхода существенно повлияли как на методы практикования [чань], так и на образ жизни дальнейших последователей учения [чань].
Бодхидхарма обнаружил, что монахи Шаолиньского монастыря слишком слабы для занятий медитацией, требующей больших усилий, необходимых для достижения просветления. В отличие от наставников, считавших, что в духовной практике самым важным является сознание, и поэтому не заботившихся о теле (иногда именуемом ими "вонючим кожанным мешком"), Бодхидхарма был убежден, что тело тоже важно, поскольку для духовного развития равным образом необходимо и физическое, и эмоциональное, и психическое здоровье. И с этой целью он обучил шаолиньских монахов двум комплексам упражнений: "Движение рук восемнадцати архатов" и "Перемена в сухожилиях". Основная практика Бодхидхармы была цзо-чань би-гуань (знаменитое созерцание стены). Это естественно не означает сидеть перед стеной, и смотреть на нее. Имееся в виду разглядывания своего сознания, как "зеркала на которое не может осесть пыль".
Бодхидхарма считается первым патриархом чань в Китае.
Бодхидхарма передал учние Цзигуану (Хуэйкэ) - второму патриарху
Чань окончательно оформился и приобрел китайские черты при Шестом патриархе Хуэйнэне

Расцвет чань в Китае.

Свой золотой век в Китае буддизм пережил во времена династий Тан (618-907) и Сун (960-1279). В период династии Юань (1271-1368) чань- буддизм и буддизм Ваджраяны были двумя наиболее яркими религиозными течениями Монгольской империи. Основатель следующей династии Мин, Чжу Юань-чжан (1328-1398, правил 1368-1398) был вначале чаньским монахом, поэтому чань- буддизм в то время являлся главной религией империи. Однако в последующую эпоху династии Цин (1644-1911) основавшие ее маньчжуры, как и прежде монголы, были приверженцами Ваджраяны и в своей религиозной практике ориентировались на Тибет. В этот период учения различных китайских буддийских школ постепенно обретали некую синтетическую форму Махаяны - процесс, начавшийся еще в период Сунской династии, когда стали стираться различия. С того времени и по сей день наиболее яркими и отличительными чертами китайского буддизма остаются чань и памятование (молитвенное повторение имени будды Амитабхи.

Происхождение чань-буддизма
 Статья / Религия / Буддизм / Происхождение чань-буддизма
 Николай Баранов, 23.04.2012 17:52:35

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...